Меню Закрыть

Нахождение на митинге — это нормально?

18.02.2021

Экспертная дискуссия по вопросу реализации прав ребёнка состоялась в рамках рабочей группы Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Пермского края в пятницу, 12 февраля.

Поводом для встречи экспертов стало общественное внимание к теме участия несовершеннолетних в публичных акциях. Это внимание было вызвано ситуацией с возможным привлечением детей к участию в несогласованных акциях: в социальных сетях и СМИ появилась противоположная информация и различные мнения родителей, активных граждан и самих детей о том какое, кем и на что именно было направлено давление, оказываемое на детей в связи с событиями 23 и 31 января. До сих пор эта ситуация не являлась предметом особого разбирательства и анализа на основании фактов.

Привлечённые к участию в круглом столе эксперты — социологи, юристы, кризисные психологи, филологи, медиа-специалисты провели анализ событий и явлений, вызвавших  фактически информационную панику в социальных сетях жителей региона. Несмотря на разные оценки  этих явлений, участники экспертной дискуссии сошлись во мнении, что важно формировать культуру гражданского участия в общественной жизни детей и не ущемлять их в реализации прав и свобод. И необходимо выработать современные решения, снижающие риски для несовершеннолетних и снимающие разнообразный общественный невроз.

Нахождение на митинге - это нормально?

“Сама идея связана с тем, что наступил современный мир, в котором дети технологически квалифицированнее, чем взрослые, — комментирует итоги обсуждения Светлана Маковецкая, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Пермского края, директор Центра ГРАНИ. — При этом политику никто не отменял. Хотим мы или не хотим, дети будут сами реализовывать себя в политике. Дети будут актуализировать себя как политиков и в том числе в таких форматах, которые нам покажутся странными, возможно, не до конца адекватными и т.д.. Всё, что мы можем сделать, это соединять их самостоятельность с нашим опытом, соединять их свободное творчество с законопослушанием, с тем, чтобы они были в состоянии оценивать свои действия   как опасность и безопасность для других, чтобы не навредили ни себе, ни окружающим”.

Такой практический опыт, по мнению участников круглого стола, можно сформировать лишь при активной гражданской социализации несовершеннолетних. Для это важно в том числе приветствовать их участие в различных форматах мирных публичных акциях и не ограничивать  без нужды возможность наблюдать за протестными митингами.

“Откуда взялось это убеждение, что нахождение на митинге неприлично? Нахождение на митинге — это нормально. Это конституционное право каждого. Митинги у нас бывают не только протестные, но и протестные митинги — тоже нормальная вещь, — подчёркивает Светлана Маковецкая. — Городу нужны удобные и доступные места, отведённые для проведения публичных акций, нужны безбарьерные процедуры их согласования — так мы уберём часть конфликтов, сохраним право граждан (в том числе несовершеннолетних) на мирные собрания. Нужно работать со всеми  институтами. Поэтому мы прежде всего на круглом столе говорили про институты, деятельность которых может быть направлена на развитие субъектности у несовершеннолетних в реализации прав на митинги и шествия. Выработали экспертные рекомендации в форме проекта поручений, которые после доклада на Совете  губернатор сможет направить в адрес конкретного института”.

Окончательные рекомендации будут разработаны членами рабочей группы в ближайшую неделю. Эксперты Центра ГРАНИ также направили в адрес Совета шесть рекомендаций для включения в проект поручений губернатора. Они содержат подробные описания и предложения по формированию в Пермском крае такой общественной и государственной деятельности, как:

  • просвещение подростков о конституционном праве на мирные собрания и практиках его реализации. Основная идея — в разработке специальной программы, в которой система образования не может и не должна нести исключительную ответственность за социально-политическую социализацию подростков. При этом сама программа должна быть в максимально возможной степени консенсусной в отношении интересов и представлений различных заинтересованных групп; её содержание процесс разработки, реализации и контроля должны быть открыты и прозрачны; сама программа должна включать информационные и практические модули, основываться на тех же принципах, что и проведение публичного мероприятия: законность и добровольность участия.
  • повышение компетенций сотрудников образовательных учреждений, связанных с реализаций прав ребенка, в том числе права на свободу собраний и мирный протест, основам профилактики и предотвращению рисков от опасного поведения в процессе реализации прав   (разработка и проведение обучающих курсов для педагогов, доступ педагогов к консультациям и экспертному сопровождению).
  • разработка методических рекомендаций для образовательных учреждений, направленных на повышение информированной субъектности несовершеннолетних (как субъектов прав человека). Обновление образовательных программ по обществоведению  (и ОБЖ?)  включением основ медиаграмотности как минимум в той мере,которая позволяет отличать информирование от рекламного сигнала, безопасному поведению на улице в ситуации массовых мероприятий и т.п.
  • разработка «дорожной карты» обучения сотрудников полиции и Росгвардии по взаимодействию с несовершеннолетними, участвующими или присутствующими на мирных собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Публичное представление и разъяснение стандартов действий  сотрудников полиции, Росгвардии  и иных ведомств по профилактике, предотвращению или прекращению опасного поведения  несовершеннолетних при реализации ими  своих прав и интересов.
  • организация достоверного, объективного, основанного на правах и свободах человека, современных практиках жизни, творчества и самоорганизации детей, своевременного информирования и консультирования родительского сообщества с целью снижения родительского беспокойства, связанного с проведением публичных мероприятий и потенциальным участием в них детей, а также развития компетентности в части обеспечения субъектности  несовершеннолетних в реализации своих прав.
  • проведение мероприятий, направленных на снижение градуса общественной риторики в публичном пространстве, связанной с проведением публичных мероприятий: публичное и широкое освещение позиции органов власти и ОМСУ, недопущение издания «рекомендаций» и «директив»  по проведению действий в отношении потенциальных и реальных участников публичных мероприятий  подведомственным “учреждениям широкого общественного интереса” (школы, клубы для несовершеннолетних и т.п.) , если доступ к ним ограничен для широкой общественности и независимых экспертов.
Количество просмотров: 8
Опубликовано вНовости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *