Меню Закрыть

IT-образование для детей с ОВЗ

IT-школа для детей с ОВЗ
13.01.2021

В г. Энгельсе Саратовской области, при поддержке Благотворительного фонда «Абсолют-помощь», реализуется Всероссийский социальный проект «IT-школа для детей с ОВЗ».

Проект разработан и проводится Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»», направлен на создание условий получения навыков в IT-сфере для детей с ОВЗ.

Проект проводится в он-лайн и в очном формате и распространен на школьников Российской Федерации (с 8 до 18 лет). Стационарные занятия проводятся в детском центре «Мастерская научного творчества «АкадемиYM» в г. Энгельсе (Шурова гора 7/2).

В рамках проекта организовано проведение дополнительных образовательных занятий в течение 2020-2021 учебного года по программам «Программирование для начинающих», «Робототехника», «Информационные технологии — курс для начинающих», «Создание и продвижение сайтов», «3d моделирование» и др. На декабрь 2020 года занятия еженедельно посещают 36 детей с различными нозоологиями (нарушение слуха, аутизм, нарушение развития, ДЦП и т.д.).

Ребята на занятиях изучают программирование в среде Scratch, программируют роботов Lego WEDO. Дети постарше программируют в Python, и проектируют роботов в Lego Mindstorms. За непродолжительное время по курсу робототехники были разработаны проекты вентилятор, маятник, турбина, подъемник, жук, катапульта, крокопес, робот-собака, робот-пылесос, робот-машина, робот-шпион. В курсе Scratch ребята разработали свои интерактивные игры: футбол, пинг-понг, бегущий динозаврик. Немного сложнее и медленнее происходит знакомство с профессиональным языком программирования Python: освоили ввод и вывод данных, условные операторы; реализовали проекты угадай число, программа-шутник.

У некоторых детей на занятии присутствуют родители. Они вместе с детьми осваивают мир современных технологий. Так, мама Екатерины С., утверждает, что занятие робототехники, в частности собирание конструкции из мелких деталей положительно сказывается на развитии мелкой моторики, так необходимой для развития организма. Мама Егора П. с (аутист) говорит, что в школе ребенок на обычном занятии не может спокойно сидеть более 10 минут, а здесь он час увлечен и не хочет уходить. Отмечает, что на этих занятиях он учится быть усидчивее. Многие мамы данные занятия «используют как «мотиваторы» для отличной учебы в школе. Ведь дети бегут на эти занятия с удовольствием и ждут их!».

Занятия проводятся по инновационным программам, разработанным для АНО «НИЦ «Образование. Качество. Отрасль» авторскими коллективами педагогов-информатиков, методистов, специалистами в области инклюзивного образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Методической поддержкой являются разработанные цифровые курсы.

Цифровой курс «Основы робототехники». Курс состоит из нескольких модулей: Lego Mindstorm EV3. Начинающий (9 занятий + 2 дополнительных); Lego Mindstorm EV3. Продолжающий (дополнительный модуль -8 занятий для более подготовленных детей); Trik studio (7 занятий + 1 дополнительный практикум); Arduino. Старт (8 занятий -8 проектов); Arduino. Большой практикум (10 занятий — 5 заданий, 5 проектов); модуль для преподавателей.

Цифровой курс «Мастерская программирования на Python». Курс состоит из модулей: введение в язык программирования Python (9 занятий); циклические алгоритмы, списки, кортежи, словари и их реализация на Python (7 занятий); большой практикум (5 занятий); графика с модулем TKINTER (8 занятий); модуль для преподавателей.

Цифровые курсы разработаны на платформе MOODLE и размещены на сайте http://akademiym.com/. В каждом курсе к занятиям в доступной форме содержатся теоретические сведения (некоторые и в озвученном формате), к каждому практическому заданию разработана видеоинструкция ( и в текстовом формате лабораторная работа). Выполненные проекты дети могут сфотографировать и отправить в этой же системе на проверку педагогу. Сам курс как конструктор может быть легко трансформирован педагогом под уровень подготовки учеников, под их вид нозоологий.

Педагогами центра проводятся занятия и в дистанционном формате для обучающихся ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3 г.Саратова». Занятия проводятся еженедельно по программе «Виртуальная робототехника». Каждое занятие выстроено в форме вебинара, в рамках которого дети вместе с педагогом выполняют базовые задания и самостоятельно на сайте http://akademiym.com/ продолжают реализацию заданного проекта. Отчет размещают там же на проверку преподавателю.

С декабря к дистанционному обучению подключились обучающиеся ГБОУ Самарской области «Школа-интернат № 17 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара».

В рамках проекта проводится профориентационная работа. Было организовано мерпориятие Talks-meet «101 секрет успешного программиста» в он-лайн формате. Основная цель встречи — на примере успешных программистов рассказать ребятам из обычных школ как войти в IT-профессию, когда можно начинать программировать, на каких языках программирования и т.д. На встрече был Мирзаянов Михаил Расихович: программист Центра олимпиадной подготовки программистов СГУ, тренер команд СГУ (Саратов) и ИТМО (Санкт-Петербург).

Проект «IT-образование для детей с ОВЗ» реализуется не так давно: с 1 августа 2020 года по 31 июля 2021 года. Но уже сейчас проделана колоссальная работа. Мы надеемся, что образующаяся IT-школа станет «социальным лифтом» в получении перспективной будущей профессии детей с ОВЗ, а также будет способствовать расширению практики инклюзивного образования в РФ.

Обучающиеся, готовые подключиться к проекту в очном или онлайн формате, могут связаться с организаторами проекта по тел 8-917-317-2020.

 

Источник информации — АНО «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль»»

Количество просмотров: 23
Опубликовано вНовости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *