7 признаков успешного социального проекта

Тажирова Оксана Анатольевна

PR-директор Центра развития общественных инициатив "Служение", координатор движения "Добрый Нижний"

7 признаков успешного социального проекта

В связи с тем, что некоммерческий сектор страны накрыло взрывной волной подачи заявок на второй тур президентских грантов, давайте не будем отрываться от носящегося в воздухе контекста и поговорим о том, какие проекты НКО обречены на успех. Даже не на грант – на успех. Иногда это разные вещи :)

Я предлагаю рассмотреть семь признаков, семь слагаемых, семь составляющих хорошего качественного проекта. Почему семь? Потому что это сакральное, волшебное практически число. А еще потому что эта статья – игра: трем первым угадавшим, почему семь, почему с такой формулировкой и в именно такой последовательности изложены эти признаки, положен приз. Хороший. Право на бесплатную консультацию по проекту от опытного эксперта. Или от меня :)

Итак, начнем.

Критерии оценки

Сегодня большинство грантодателей уже включают этот пункт как обязательный в заявке на грант. К сожалению, большинство авторов проектов относятся к заполнению этого пункта формально, с оттенком усталой обреченности, и заполняют его, как говорится, «на отстань». Это неправильно, потому что этот пункт нужен не грантодателям, а самим авторам проекта. Это им надо четко осознавать, как они поймут, что проект получился? Что нужно доработать, а что уже и так невыносимо прекрасно? Это такие индивидуальные стандарты качества, если хотите, «90 – 60 – 90» вашего проекта, и здорово, что формулировать их пока нужно самим.

Обратная связь

Как специалист по коммуникациям авторитетно заявляю, что мы никогда не знаем, что на самом деле происходит в голове и в душе другого человека. А знать надо. Причем на всех этапах проекта (подготовка – реализация – жизнь после проекта). Под другим человеком в этой статье я подразумеваю кучу народу, чье мнение нам нужно и важно: благополучатели и целевая аудитория проекта (в некоторых проектах это прям разные группы людей), команда проекта и волонтеры, эксперты и партнеры и тд.

Нам важно понимать, происходят ли с ними те позитивные изменения, которые мы запланировали? Комфортно ли им работать в проекте? Есть ли желание и предложение что-то изменить или улучшить? Тем более что, как замечательно сформулировал Есенин, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи».

Мы всегда ждем обратной связи от других людей, но не всегда осознаем это. Например, вы дарите кому-то подарок. Вы ждете, что человек раскроет коробку, изобразит восторг и заплачет от счастья. Его реакция на ваш подарок – это обратная связь. Если ее не будет, мы автоматически начнем рефлексировать. Поэтому обратная связь нужна нам всегда, в разных сферах жизни. И в проекте тоже.

Есть много незатратных способов обратную связь собирать. Например, анкетирование, книга отзывов и предложений. А можно подходить к этому еще и нестандартно (смотрим картинку):

Жизнестойкость

Это не только про то, есть ли жизнь после гранта (хотя и этот вопрос важный, ключевой). Это еще и про грамотное управление рисками проекта, причем как внешними (что за пределами проекта может помешать его выполнить), так и внутренними (что в команде проекта может пойти не так?). Не секрет, что в нашем секторе много завязано на конкретных персоналиях. В НКО как нигде роль личности в истории имеет значение. Что будет, если основной эксперт переедет в другой город, а руководитель проекта уйдет в декрет? Всегда нужен план Б.

Законченность

Многие думают, что проект заканчивается календарным сроком реализации. Хороший проект заканчивается тогда, когда в его рамках создан самодостаточный продукт, который дальше не нуждается ни в гранте, ни в поддержке команды проекта. Пример. В рамках проекта вы с 1 июня по 31 августа переводите бабушек без дорогу. Наступило 1 сентября, проект закончился, что случилось с бабушками, как они переходят через дорогу без вас и вашего проекта?

А вот если вы в рамках проекта либо учите бабушек переходить через дорогу самих, либо делаете переход для бабушек, либо учите группу людей, которые будут переводить бабушек через дорогу пожизненно, и вот наступило условное «1 сентября», проект закончился, а у бабушек и без вас все уже хорошо – тогда да, проект закончен.

Грамотность

Грамотность в смысле профессионализм. У нас в секторе распространено мнение, что раз ты занимаешься социалкой и несешь добро людям, ты уже нечеловеческий молодец по факту. Но несение добра тоже должно быть профессиональным. И авторам проектов нужно быть профессионалами двух уровней – в сфере проектного менеджмента и в сфере оказания конкретных услуг целевой группе.

Сотрудничество

Сотрудничество – это про то, что проект может стать благоприятной средой и пространством для создания устойчивых связей, для синергии. Когда «без друзей менять чуть-чуть, а с друзьями много». Потому что чем больше в проекте единомышленников, тем он устойчивее и качественнее. Совершенно неслучайно многие грантодатели включают в заявку пункт «Партнеры проекта». И ими надо обрастать не для грантодателей, а для себя. Чем больше людей и организаций вас поддерживают, считают выбранную вами проблемы важной, а предлагаемые вами методы решения этой проблемы эффективными, тем лучше.

Фантазия

Это про творческий подход, про креативность. К сожалению, многие проекты НКО похожи как под копирку – семинары и консультации для благополучателей. Тот, кто пойдет «другим путем», будет искать новые решения, ходы, технологии – тот обречен не только на грант, но и на успех.

PS. Если вы разгадали загадку структуры этого материала – присылайте свои ответы на toks5@yandex.ru

Posted in .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *