Меню Закрыть

Роль и место сообществ в развитии НКО-сектора на местном уровне

Филиппова Нина Мироновна

Научный сотрудник ЦИБ НИФИ Минфина России. Руководитель экспертно-методологической группы Фонда социального, культурного и экономического развития Уфы «Общественный фонд развития города»

Роль и место сообществ в развитии НКО-сектора на местном уровне

Актуальность темы изучения сообществ в контексте развития НКО-сектора, гражданского общества на местном уровне, в системе местного самоуправления обусловлена с одной стороны, глобальной ситуацией роста неопределённости, нестабильности, изменчивости социально-экономической ситуации в стране и в мире, а с другой стороны – стремлением власти всех уровней к удержанию стабильности в управляемости ситуацией на территории своих полномочий и ответственности. В этой связи значительно возросла роль, которую играют органы местного самоуправления, местные администрации в работе с населением, с общественностью, с некоммерческими организациями (НКО).

В настоящее время вырос интерес органов власти всех уровней к изучению социально-управленческих и социально-образовательных аспектов, современных социальных технологий в работе с населением как основного ресурса муниципалитетов в развитии территории, решении вопросов местного значения, повышении качества жизни самого населения с его же участием. В свою очередь, в условиях информационной открытости, распространённости сетевых коммуникаций население самоорганизуется «снизу», объединяясь для решения своих проблем и реализации общих интересов. Этот процесс «нарастает», как снежный ком, за счёт повышения правовой грамотности, организационной культуры, обмена опытом среди «своих» людей, сообществ, организаций, объединений.

Гражданское общество «взрослеет», становится ответственным, требовательным к себе и представителям власти, к ближнему её уровню – органам местного самоуправления. Общественность становится более подготовленной, чтобы начать осознанно реализовывать свою субъектную позицию в осуществлении местного самоуправления в рамках определённого властью правового поля.

Лидеры гражданского общества, руководители некоммерческих организаций и активисты сообществ всё более уверенно заявляют свои права на участие в решении проблем социальной несправедливости и социального отчуждения той части населения, которая в силу разных причин не способна адаптироваться в новой реальности, оказываясь «за бортом» полноценной социальной жизни, что, в свою очередь, может создавать потенциальные очаги социального напряжения.

Решением этих проблем призваны заниматься властные структуры, что не только сближает власть и гражданское общество, но становится и темой для их эффективного взаимодействия на всех уровнях: федеральном, региональном и местном. В перечень полномочий органов местного самоуправления входит, с одной стороны, разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учётом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. А с другой стороны – анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций,
оценка эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций на территориях муниципальных образований.

От чего зависит развитие НКО, какие меры необходимо предпринимать, чтобы росло их количество и качество оказания услуг населению, прежде всего, наверное, в социальной сфере; чтобы росло количество привлечённых ими ресурсов: от выигранных грантов, получения бюджетных субсидий или средств населения, которые они вложили в реализацию своего инициативного проекта?

И почему далеко не каждый активист-общественник пойдёт регистрировать НКО, получая статус юридического лица со всей вытекающей отсюда правовой ответственностью перед государством?
Потому что как представитель населения он –потребитель, и он прав. Потому что в сообществе он занимается любимым делом так, как хочет, и он не один. Потому что как руководитель НКО он – один на один с государством. С которым, как говорят, не шутят.

И только тогда, когда на территории муниципального образования сформирована экосистема развития гражданского общества, там появляется взаимосвязь пошаговой трансформации:

  1. От пассивного населения, потребителей муниципальных услуг – к активной позиции в решении проблем. Стимулируется выявление и поддержка социально активных граждан, которым предоставлена возможность выдвигать и реализовывать свои инициативы в соответствии с определёнными органами местного самоуправления направлений, а так же вопросов местного значения, муниципальных регламентов, процедур и форм участия.
  2. Из социально активных граждан – к разнообразию местных сообществ. Стимулируется выявление и поддержка лидеров сообществ, самодеятельных групп и объединений, которые «самостоятельно и под свою ответственность» реализуют свои интересы в деятельности или решают свои проблемы. Среди них – и территориальные сообщества, и профессиональные, и научные, и в сфере культуры, образования, здоровья, спорта сообщества, и молодёжные субкультуры, и по защите прав, и по охране памятников, и по продвижению какой-либо идеи… Оснований для появления сообществ не счесть. Одни из них – локальные, другие – муниципальные, третьи – региональные, четвёртые – сетевые. Одни из них долгоживущие, другие – коротко живущие, третьи – мерцающего типа: «появляются-исчезают-возрождаются-снова исчезают». Снова и снова. Одни живут оффлайн, другие – онлайн, третьи – и там, и там. И каждому из сообществ необходимо место встреч и пространство для деятельности, осуществляемой в рамках правового поля. Соответственно, правовые рамки, которые входят в полномочия органов местного самоуправления, могут до предела сужать возможности сообществ, вплоть до критического уровня снижения их числа и разнообразия, а могут способствовать их росту и развитию. Богатая среда местных сообществ рождает опытных лидеров, способных и готовых создавать НКО. При этом они не теряют связи с сообществом, как со своей целевой группой, как с будущим благополучателем услуг этой НКО.
  3. От отчуждённости НКО и местной власти – к партнёрству и координации взаимодействия в решении вопросов местного значения. Это касается и привлечения НКО к принятию решений в сфере соответствующих интересов граждан, и к решениям, касающимся направлений расходования части бюджетных средств, и к решениям о поддержке НКО, сообществ и инициатив населения на местном уровне. В свою очередь, НКО профессионализируются, становясь успешными в привлечении средств для своих целевых групп благополучателей, решая, таким образом, вопросы местного значения вместе с органами местной власти.

Дата публикации: 31.01.2022 Количество просмотров: 374

1 комментарий

  1. Юрий

    Рад тому что Вы до сих пор полны энергии, Нина Мироновна! Подскажите как организовать НКО не только в Уфе, но и в других регионах при общем взаимодействии? Буду признателен в информационной и организационной поддержке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 5 =