Меню Закрыть

Рецепт открытости для НКО

Донскова Вера Васильевна

Автономная некоммерческая организация «Центр интегрального развития человека «Эпоха Водолея»

Рецепт открытости для НКО

В преддверии первого в России дня публичности и открытости НКО

Каждый год передо мной встает дилемма – делать или не делать публичный годовой отчет нашей некоммерческой организации? И если с официальной отчетностью в госорганы  всё понятно – без  неё никак. То вот на подготовку публичного годового отчета нужны ресурсы, время и вдохновение. Каждый год с момента создания нашей АНО «Эпоха Водолея»  мы уверенно отвечаем для себя – да, мы вновь сделаем это! Для нас это особенно трудно, потому что мы небольшая провинциальная организация, где директор, как говорится, и швец, и жнец, и создатель публичного годового отчета «от корки до корки». Но у нас есть свои стимулы, которыми мы рады поделиться.

Вот наши 5 причин, почему  мы ежегодно создаем публичный годовой отчет:

  1. Тренд открытости и прозрачности.

7 апреля в России впервые пройдет день открытости и прозрачности НКО. И публичный годовой отчет, считаем мы,  это главный инструмент в этом.  Когда-то в далеком 2016 году мне в руки попался печатный годовой  отчет одной из старейших НКО России – «Ночлежка». И это, конечно, был шедевр. Продуманный дизайн, идеальные тексты и выстроенная логика содержания.  По форме это был даже не отчет с сухим изложением событий и «меропряитий», а настоящая книга. После прочтения я знала об организации все, ну или почти все:  кто в ней работает, что, для кого и зачем они делают,  на чьи деньги реализуются программы  и куда идет каждая копейка.  Мне даже захотелось бросить то, чем я занимаюсь, и начать  помогать бездомным. Вот какой была сила слова и дизайна! Ну, они большие и опытные, куда нам до них! – подумала я тогда. Но нужно с чего-то начинать. И в этот же год  мы создали свой первый небольшой публичный годовой отчет. Он сразу же получил Бронзовый стандарт Всероссийского конкурса «Точка отсчета».  С тех пор мы ежегодно выпускаем  отчет независимо  от обстоятельств. Это не только наше обязательство открытости и прозрачности. Это также наша возможность поговорить с благополучателями и партнерами. Рассказать, как мы создали альтернативную математику для детей с аутизмом, как и для чего мы организуем мототерапию для детей и подростков с нарушениями развития, каких изменений нам удалось добиться, защищая права семей с детьми-инвалидами. Публичный годовой отчет – это возможность открытого диалога. Мы честно рассказываемо себе и почему все услуги нашей организации бесплатные, откуда у нас деньги и как мы их используем. В ответ мы получаем доверие нашей аудитории.

  1. Подведение итогов.

За чередой событий и проектов очень важно найти время, чтобы отстраниться, посмотреть на сделанное за год, обобщить, проанализировать – а той ли дорогой идем, товарищи?  И именно такую возможность дает подготовка публичного годового отчета.  Это сродни полному аудиту. Можно понять –  чего удалось достичь, какие направления работы в прошедшем году работали успешнее, провести опрос своей целевой аудитории, оценить социальный эффект. На самом деле это не так сложно как кажется . Не нужно создавать целую группу по подготовке отчета. В нашей организации этим  занимается всего один человек.   Очень часто чтение собственного годового отчета помогает увидеть новые пути развития проектов и программ.

  1. Фандрайзинговый инструмент.

Да, да и притом очень сильный!  Очень часто мы берем с собой публичный отчет за прошлый год на первую встречу с партнерами, чиновниками, прикладываем к письмам и грантовым заявкам. Это лучший способ быстро и красиво познакомить потенциального донора с работой НКО. При этом отчет может существовать как в печатной версии, которую можно вручить, так и в электронной для размещения на сайте, в социальных сетях, для отправки донорам.  По итогам 2020 года мы создали публичный отчет не только нашей организации, но и одного из проектов – Итоги работы правовой группы защиты интересов семей  с детьми с инвалидностью в Оренбургской области. Получился красивый и очень содержательный буклет с реальными кейсами нашей работы,  побед и поражений (очень важно создавать не приглаженный, сладкий  отчет о том, как все хорошо, а честно раскрывать, что не получается и что хочется сделать).  Печатный вариант публичного отчета нашей Правовой группы мы взяли с собой на Межрегиональную встречу третьего сектора в Калининграде. И это было стало лучшей визиткой нашей делегации (https://vk.com/doc-133207121_590441243).

  1. Повод следить за трендами

Одним из ведущих трендов последних лет в третьем секторе стало соответствие деятельности Целям устойчивого развития, обозначенным ООН. Это так называемые ЦУР, изучить которые нам помогли бесплатные курсы от ЦРНО Санкт-Петербурга.  ЦУР  для нас – это не слепое следование за мейнстримом. Это возможность увидеть свою  вклад в глобальное развития – да, звучит громко! Это способ понять, как твоя ежедневная работа соотносится с мировыми тенденциями. Это стимул продолжать работать, четко понимать свою миссию и видеть как конкретный проект или программа влияет на глобальное устойчивое развитие. Поверьте, это вдохновляет!

  1. И еще одна важная причина ежегодно готовить публичный годовой отчет – это участие во  всероссийском конкурсе годовых отчетов НКО «Точка отсчета».

За пять лет работы нашей организации мы дважды становились обладателями Серебряного стандарта публичного годового отчета, дважды победителями в номинации «Мал да удал» Министерства экономического развития РФ, получали Бронзовый стандарт  и Золотой стандарт.  Участие  в конкурсе подстегивает нас более серьезно относиться к созданию отчета.  Это еще прекрасная возможность познакомиться с коллегами по сектору. Себя показать и найти новых партнеров.

Мы очень хотим внести культуру публичных годовых отчетов в нашем регионе. К сожалению, традицию подготовки публичных отчетов в Оренбуржье имеют всего две организации, одна из которых это наша «Эпоха Водолея».  За пять лет создания годовых отчетов мы нашли для себя 5 лайфхаков, которыми рады поделиться с коллегами по сектору:

  1. Используйте он-лайн конструктор. Такой бесплатный сервис запустил Фонд «Нужна помощь» в 2020 году. Для того чтобы получить доступ к конструктору нужно зарегистрироваться. Это рецепт для совсем начинающих, кто пока не представляет, что такое публичный годовой отчет. В конструкторе вам предложат заполнить самые необходимые разделы, без которых отчет не может стать полным. И здесь в помощь вам придут стандартные годовые отчеты организации – данные  статистической формы 1СОНКО помогут  отразить направления работы организации,  количество благополучателей и добровольцев, доходы и расходы, – в общем, очень полезная форма оказывается для оценки работы за год. А годовой баланс и пояснительная записка  к нему помогут грамотно раскрыть  доходы и расходы организации.
  2. Продумывайте дизайн каждый год. В 2016 году, когда мы только начали свою деятельность, наш отчет выглядел как 10 карточек достижений (https://vk.com/doc-131648246_448970919). А в 2018 году это был уже полноценный буклет, где бОльшее внимание мы уделили отзывам о нашей работе (https://vk.com/doc-133207121_512510775). Мы всегда восторгаемся новым форматам отчетов наших коллег по сектору – кто-то создает отдельный сайт, кто-то глянцевый журнал–отчет, который не только рассказывает о работе, но и увлекает  читателя узнать тонкости проблем,  которые решает эта НКО.  Не хотите ограничиваться шаблонами конструктора – пользуйтесь удобными графическими редакторами, например,  Canva – это бесплатный он-лайн сервис, где можно найти свой дизайн. Для создания красивых диаграмм и графиков мы используем бесплатный и простой сервис ChartGo.
  3. Собирайте отзывы благополучателей в течение года и в его завершении. Для этого мы используем гугл.формы – недооцененный инструмент для сбора отзывов. В 2020 году именно благодаря гугл.формам нам удалось оперативно мониторить ожидания и удовлетворенность участниц наших психотерапевтических программ для родителей, воспитывающих детей с нарушениями развития.  А в завершении года для нас стал уже классическим опрос – какая программа нашей организации для семей оказывается самой нужной и полезной?  Это дает возможность объективно взглянуть на свою работу. Не всегда то, что кажется полезным и нужным нам, оказывается нужным нашим благополучателям.
  4. Собирайте согласия на использование фото. Важная деталь, которую очень часто упускают. Мы разработали специальный небольшой бланк согласия, который подписывают все участники наших программ, чтобы мы могли разместить фотографии в публичном годовом отчете.
  5. У вас нет времени написать отдельный текст для публичного годового отчета? Используйте тексты своих публикаций из социальных сетей в течение года. Очень часто мы не пишем отдельно тексты для каждого раздела публичного отчета, а используем именно посты, которые мы публиковали в течение года в наших группах. Конечно, речь идет об оригинальных текстах, написанных о конкретной работе организации.

Кстати, это еще позволяет отследить, как выстраивалась коммуникация в течение всего года – какие темы в постах появлялись чаще всего, какие посты вызвали наибольший отклик, какое количество оригинальных постов было сделано? С каждым годом мы уменьшаем количество репостов на официальной странице нашего магистрального проекта Изнанка и в 2020 году добились 100% оригинальности контента.

У вас есть вопросы? Мы готовы  поделиться своим опытом.

 

 


Дата публикации: 05.04.2021 Количество просмотров: 344

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − шесть =