Меню Закрыть

Профессиональное выгорание руководителей НКО

Авдонькина Татьяна Викторовна

Руководитель Фонда поддер…

Профессиональное выгорание руководителей НКО

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения»от них. Профессиональное выгорание — это не просто усталость от людей, это разрушение эмоциональной мотивации к своей работе.

Люди, занимающие руководящие должности больше подвержены выгоранию, чем подчиненные. В данной статье мы рассмотрим причины профессионального выгорания для руководителей НКО, симптомы выгорания и способы восстановления.

Что же чаще всего является причинами стресса для руководителей НКО?

1. Финансовая нестабильность.

Отсутствие финансовой стабильности ставит перед руководителем НКО задачу вечного поиска необходимых средств для реализации социальных проектов и заботит о том, чтобы хоть как-то выживать, удержать свою организацию на плаву. Добавим сюда экономические и политические кризисы последних лет, которые могут в одночасье разрушить то, что строилось годами, работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами и можно представить уровень стресса, в котором им приходится работать.

2. Многофункциональность и ответственность.

Ключевой параметр стресса связан с тем, что кроме своих непосредственных функциональных обязанностей и профессиональных вопросов, руководителю НКО приходится курировать и вопросы бухгалтерии, рекламы, юридические вопросы, отвечать за взаимоотношения в коллективе, поиск спонсоров, написание грантов, мотивацию волонтеров, обеспечение специалистов, контроль дисциплины и др. Руководители — это люди, которые всегда на виду и должны быть во всем первыми, соответствовать социальным и общественным требованиям. Все это приводит к формированию к гиперответственности и чрезмерной усталости от нее.

3. Продолжительность и интенсивность труда.

Руководитель приходит на работу раньше всех, а уходит самым последним. Чаще всего его выходные проходят здесь же, на работе. Ему приходится перерабатывать огромное количество информации. В условиях недостатка физической активности, интеллектуальные нагрузки просто зашкаливают. Режим труда и отдыха нарушен, времени на себя и семью практически не остается.

4. Эмоциональная вовлеченность.

Руководителю НКО приходится много общаться с разными людьми, в том числе негативно настроенными, соприкасаться с непростыми историями и судьбами людей, он начинает слишком близко к сердцу принимать профессиональные дела. Это требует огромных душевных и моральных сил. Кроме того, включенность в различные социальные мероприятия, публичность профессии также сопряжены с необходимостью постоянно быть среди людей и поддерживать необходимые связи. Все это серьезная психологическая нагрузка.

5. Текучка кадров.

Отсутствие возможности содержать необходимый устойчивый штат сотрудников создает текучку кадров. Для реализации проектов руководителю НКО приходится каждый раз начинать все заново, обучая и подготавливая людей. Уход людей негативно сказывается на самооценке и уверенности руководителя, рождает завышенные требования к себе.

Все эти факторы приводят к тому, что ресурс внутренней устойчивости заканчивается и достаточно даже незначительной причины, чтобы костер профессионального выгорания запылал.

По данным Н.В. Самоукиной, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы:

1) Психофизические симптомы: хроническая усталость; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменение внешней среды; слабость, частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течении всего дня; одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

2) Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные «срывы»; постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности; чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

3) Поведенческие: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; человек заметно меняет свой рабочий режим дня; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объясне6ния себе и другим; чувство бесполезности , неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Способы преодоления профессионального выгорания.

Если у вас есть хотя бы один признак из перечисленных, то можно говорить о начале формирования синдрома «выгорания». Если вы обнаружили несколько связанных признаков, это говорит об уже сформировавшемся синдроме «выгорания «. Важно уделить этому должное внимание, разобраться в причинах и устранить их для предотвращения последствий. Что можно сделать, чтобы восстановить утраченный баланс?

1. Пересмотрите режим труда и отдыха. Перестаньте жить на работе, выделите время для полноценного и качественного восстановления сил.

Природа — отличный врачеватель, погружаясь в ее среду мы восстанавливаем естественным образом баланс стихий внутри организма. Сон — еще одно мощное восстанавливающее средство.

2. Восстановление личностных границ. Создайте себе возможность в течении дня побыть немного одному, в тишине, постарайтесь полностью расслабиться с помощью релаксации, аутотренинга, а медитация поможет очистить ум и гармонизировать эмоции.

3. Восстановите физическую активность. Умеренная ежедневная физическая нагрузка, очищение и закаливание организма восстанавливают душевное равновесие, сильное здоровое тело оживляет сознание и восприятие, создает уверенность в себе. В момент физической нагрузки происходит выброс из мышечных волокон эндорфинов, а это природное лекарство против стресса. Отрегулируйте свое питание, нервная система любит простую пищу: хлеб грубого помола, гречневую и овсяную кашу, бобовые, рыбу, включите в рацион больше овощей и фруктов, чистую воду.

4. Получение позитивных эмоций и новых приятных впечатлений. Люди, которые отдают другим много своего душевного тепла должны иметь устойчивый источник для их пополнения. Это может быть все что угодно, все то что вам нравится, что вы любите: театр, книги, фильмы, музыка, созерцание красоты, путешествие, общение с позитивными людьми.

Перестаньте требовать от себя слишком много. Чаще хвалите себя, поощряйте. Ищите радости в малом и цените то, что уже сделано и что имеете.

5. Внесите в свою жизнь что-то новое, то что поможет вашему мозгу переключиться, попробуйте найти в привычной работе новые грани. Пройдите обучение, профессиональный тренинг, личный коучинг. Расширьте целевую аудиторию, найдите новых партеров, масштабируйте свой проект. Это внесет новую энергию.

6. Включитесь в чей-то проект, команду, общение, где вы равный, где вы только часть общего. Снимите с себя бремя гиперответственности и получите удовольствие от самого процесса общения, получите помощь и поддержку от других людей.

7. Пересмотрите систему своих ценностей и приоритетов в работе. Вы прошли большой путь, получен ценный опыт. Осознайте, что в наибольшей степени приносит вам моральное удовлетворение, куда вы хотите двигаться дальше и с кем? В чем ценность того, что вы делаете для других? Какие изменения вы хотели бы сделать?

Главное — помнить, что руководитель нужен не для того, чтобы сгореть, принеся себя в жертву людям, проектам, обществу, своим неоправданным ожиданиям. Задача руководителя — это эффективное использование ресурса, в том числе и своего внутреннего.

Количество просмотров: 28
  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *