Меню Закрыть

НКО как поставщики социальных услуг: перспектива или утопия?

Сафронова Мария Владимировна

Начальник отдела по организации социального обслуживания Министерства социального развития Республики Марий Эл

НКО как поставщики социальных услуг: перспектива или утопия?

Почему некоммерческие организации неохотно становятся негосударственными поставщиками? В Республике Марий Эл, из более 700 официально зарегистрированных НКО лишь 13 (1,8%) социально ориентированных некоммерческих организаций воспользовались возможностью стать поставщиками услуг во всех отраслях социальной сферы.

В прошлом году Министерство социального развития Республики Марий Эл совместно с Региональной благотворительной общественной организацией развития медиапроектов и социальных инициатив «Добрая Республика Марий Эл» провели социологическое исследование среди 400 некоммерческих организаций республики на предмет их готовности стать поставщиками услуг. Оказалось, что 87,4% опрошенных НКО знают о том, что имеют право стать поставщиками услуг и получать на это бюджетные средства. Около 87% организаций в будущем планируют выходить на рынок оказания услуг в социальной сфере.

Вместе с тем, многие НКО, проводя внутреннюю оценку готовности  к работе в качестве поставщиков услуг, говорят о недостаточности информации о требованиях к поставщикам, недостаточности квалифицированных специалистов для оказания услуг на высоком профессиональном уровне, отсутствии собственных помещений для оказания услуг.

Мы выявили топ 8 опасений некоммерческих организаций при выходе на рынок социальных услуг:

  1. Несправедливое распределение ресурсов и выбор поставщиков услуг;
  2. Нежелание госструктур работать с частными учреждениями;
  3. Неразвитость конкурентной среды;
  4. Информационный «голод», в том числе незнание требований, предъявляемых к поставщикам услуг;
  5. Отсутствие собственных помещений и материально-технического оснащения;
  6. Нехватка профессиональных кадров и их количественная нестабильность;
  7. Малая информированность населения о процессе разгосударствления социальных услуг;
  8. Излишняя отчетность, «бумажная волокита».

При этом деятельность НКО в качестве поставщиков услуг открывает перед некоммерческими организациями следующие перспективы:

  • профессионализация некоммерческой организации, повышение компетентности сотрудников НКО;
  • возможность для устойчивого развития некоммерческой организации;
  • стабильное финансирование из региональных бюджетов как один из источников формирования бюджета НКО;
  • формирование долгосрочных партнерских отношений с органами государственной власти;
  • возможность расширения спектра предоставляемых услуг в социальной сфере;
  • увеличение численности благополучателей и др.

Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы считаем, что для качественного разгосударствления сферы оказания социальных услуг необходимо повысить мотивацию некоммерческих организаций (в том числе на успешных примерах и личных историях НКО, уже являющихся поставщиками услуг), развеять их опасения, а также повысить их профессиональную компетентность.

Для этого важно объединить ресурсы государственных органов, региональных ресурсных центров и самих НКО, чтобы проводить информационные кампании, рассказывающие о новых возможностях для устойчивого развития НКО, организовывать тематические обучающие мероприятия и наставнические программы для потенциальных негосударственных поставщиков и тиражировать успешный опыт оказания социальных услуг негосударственными поставщиками.

Тем самым мы вместе не только создадим среду для устойчивого развития некоммерческих организаций, но и существенно повысим качество услуг социальной сферы, ведь, как известно, именно конкуренция является решающим фактором повышения качества.

А что Вы думаете о возможностях профессионального роста НКО в качестве поставщиков услуг в социальной сфере?

Количество просмотров: 96
  • 2
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

1 Comment

  1. Олег Ткачев

    Там основная проблема состоит в том, что позиция государственных органов — услуга полностью или частично оплаченная за счет государства должна оказываться полностью по государственным стандартам качества, включающим многочисленные ГОСТы и СНИПы, предъявляемые к поставщикам. Большинство НКО не готовы к тому, чтобы СЭС, МЧС, трудовая инспекция и прочие органы выворачивали наизнанку НКО замеряя освещенность рабочего места, ширину проходов, наличие медкнижек и многое многое другое, чему вдруг надо соответствовать за очень небольшую оплату со стороны государства.

    Бюджетные учреждения, традиционно оказывающие социальные услуги уже давно привыкли соответствовать всем требованиям, и большинство требований устраняются за счет бюджета на содержание учреждений.

    Оказывать социальные услуги НКО конечно может, но при этом получается, что у такой НКО должна быть сильная материально-техническая база, настроенный документооборот, и эта организация не должна сильно зависеть от бюджетного финансирования в форме компенсаций за оказанные услуги, т.е. бюджет организации должен быть диверсифицирован и позволять направлять собственные свободные средства на развитие ассортимента и качества услуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *