Меню Закрыть

НКО и государственная поддержка – выход на новый уровень.

Шедько Наталья Ивановна

Шедько Наталья Ивановна

Региональный ресурсный центр поддержки СО НКО при Правительстве Кировской области

НКО и государственная поддержка – выход на новый уровень.

В Кировской области по инициативе Общественной палаты начата разработка законопроекта по развитию мер государственной поддержки, нацеленной на общественные и гражданские инициативы.

С первого взгляда, кажется, о какой новации может идти речь? Законы о такой поддержке есть во многих субъектах, региональные власти проводят конкурсы по предоставлению бюджетных субсидий, где то даже, меры господдержки еще шире…

Идея такого законопроекта родилась в среде общественников и НКО, как механизм, обеспечивающий гарантии со стороны государства в постоянном (ежегодном) учете в бюджетах средств на поддержку инициатив, учитывающий мнение самих жителей, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества при определении конкретных форм оказания такой поддержки, и введение механизма общественной оценки эффективности расходования бюджетных средств на такие цели.

То есть, согласно идее будущего законопроекта, предлагается ежегодно в рамках процедуры обсуждения проекта бюджета региона на следующий год, оценить и отобрать механизмы, предлагаемые ведомственными министерствами в рамках реализации своих полномочий и государственных (региональных) программ, по поддержке инициатив и проектов, предложенных НКО, общественными объединениями и инициативными группами и непосредственно жителями. Причем, принимать участие в отборе таких механизмов, кроме Правительства и Законодательного собрания, будут Общественная палата и органы местного самоуправления.

Мотиватором для появления таких механизмов в министерских кабинетах должно стать закрепление в бюджете гарантированного процента от суммы собственных доходов региона, который будет распределяться между всеми отобранными механизмами.

Например, решило министерство внутренней политики в рамках своей областной программы предусмотреть проведение конкурса по отбору СОНКО. Структура готовит заявку на проведение такого конкурса и направляет ее в Общественную палату,  которая проводит изучение и формулирует свое отношение к данному механизму. Параллельно рассматриваются аналогичные заявки из других региональных министерств.

Общественная палата вместе с привлеченными специально для этой работы внешними экспертами, формирует свой рейтинг подобных механизмов. Вместе с этим, свое отношение к целесообразности и востребованности к данным механизмам, высказывают через рейтинговое голосование главы муниципальных образований региона.

По итогам работы Общественной палаты и голосования глав муниципалитетов, формируются итоговые рекомендации для Правительства области по утверждению механизмов поддержки общественных и гражданских инициатив в рамках государственных (областных) программ и, что самое главное, в пределах гарантированного процента, заложенного в бюджете региона. И не факт, что областной конкурс по отбору СОНКО в том виде, который видит само министерство, попадет в перечень механизмов на будущий год. А значит, чиновникам необходимо будет задуматься и начать проработку своего механизма с целью повышения его конкурентоспособности на перспективу.

Скептики скажут, а зачем это нужно Правительству и с чего чиновники будут стремиться разрабатывать такие механизмы? Работа с гражданским обществом, вовлечение граждан в соуправление, развитие местного самоуправления и т.д. – это одни из ключевых показателей результативности и эффективности работы региональной власти, которая необходима самим же чиновникам для отчетности и обеспечения собственной «безопасности». Поэтому, их мотивация заложена уже сейчас в процедуру работы. Модель, предлагаемая новым законопроктом, будет для них, при наличии их готовности, помогающим инструментом, позволяющим сделать их механизм реалистичным и эффективным не «на бумаге», а по факту.

Конечно, многое из сказанного «попахивает идеализмом», но когда в 2009 году в Кировской области, первой в России, запускали Проект поддержки местных инициатив, где в основе принятия бюджетного решения лежит мнение жителей конкретного поселения или района, тоже было много критиков и скептиков. Но механизм получился и показал свою эффективность не только для жителей, но и для региональной власти и органов местного самоуправления. Не случайно, что сегодня тема инициативного бюджетирования (а данный механизм является одним из направлений ИБ), активно внедряется во многих территориях России, а на федеральном уровне ведется разработка закона, закрепляющего инициативное бюджетирование, как действенных механизм региональной и муниципальной работы власти.

«Механизмы государственной поддержки общественных организаций и инициатив являются одним из наиболее спорных вопросов во взаимоотношениях власти и гражданского общества.

Власть заявляет о том, что она «поддерживает инициативы», но по факту, это зачастую превращается в недостаточно эффективные конкурсы по предоставлению субсидий, когда средства распределяются в «непрозрачных» условиях и без оценки эффективности поддержки инициатив по итогам реализации.

Другая ситуация, которая типична для власти, это исключение механизмов государственной поддержки из реальных планов в связи «с недостатком или отсутствием средств в бюджете». Это традиционный ответ, который произноситься чиновниками. Предлагаемая законодательная инициатива позволяет закрепить в бюджете гарантию на наличие средств для реализации мер государственной поддержки. Можно обсуждать размер и порядок определения такой гарантии, но то, что она необходима и должна быть защищена в бюджете – это очевидно.

Также мы надеемся, что обсуждение законопроекта в исполнительных органах власти, а затем с депутатами Законодательного Собрания, будет строиться на конструктивной основе. Важно, чтобы чиновники и депутаты понимали, речь не идет о вмешательстве в их полномочия и не ограничивает права власти на принятие решений.

Законопроект лишь обеспечивает повышение эффективности реализуемых мер поддержки за счет включения в эти процессы представителей общественности. Это вполне логично, так как такие механизмы работают непосредственно для них и важно понимать, как воспринимаются эти действия в обществе и, что самое главное, какие результаты и изменения несут меры государственной поддержки общественных инициатив»

 

  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *