Меню Закрыть

Наркотики ближе, чем мы думаем

Ежова Ирина Петровна

Президент Нижегородской областной общественной организации “Социально-психологический центр “Доверие”, педагог-психолог

Наркотики ближе, чем мы думаем

Начало учебного года – повод подтянуть дисциплину, включить радостный и боевой настрой на учебу, посмотреть, каким курсом идут наши дети. Наряду со многими важными предметами в школе, техникуме есть предмет для родителей, которому мы должны учиться ежегодно и учить наших детей. Назовем его “Основы безопасности ребенка”. Одна из угроз нашего мира и того общества, в котором живет ваш ребенок – наркотики.

Наша общественная организация уже более 15 лет занимается вопросами профилактики наркомании среди подростков и молодёжи. Эта тема далеко не всегда находится в фокусе нашей деятельности. Но всегда так получается, что, работая с молодёжью, с образовательными организациями, с педагогами, с родителями мы волей – неволей приходим к теме зависимости от наркотиков…. Несмотря на все усилия организаций системы правопорядка, медицины, образования, с которыми мы взаимодействуем, наш центр “Доверие” также оказывает посильную помощь в профилактике наркозависимости. Речь, прежде всего, о первичной профилактике, то есть работе с ребятами, у которых ещё не было опыта употребления. В случаях, когда речь идет о уже имеющихся единичных пробах наркотиков, мы или справляемся своими силами или переадресуем нуждающихся в профильные службы помощи.

Считаю важным, чтобы специалисты общественных организаций и родители узнавали больше о профилактике наркотиков. Особенно если вы часто и много работайте с молодёжью, особенно если в вашей семье есть дети. Почему? Потому что, как я уже сказала, это тема, которую не обойти вниманием. Подростки как любители всего нового, неизведанного, запретного интересуются и наркотиками. И часто этот интерес становится не праздным. Не во всех учебных заведениях есть специалисты по теме профилактики. Не всегда можно быстро пригласить специалиста. И тут на помощь приходим мы, оказывая поддержку, проводя первичную профилактику. Но её основы важно знать каждому, потому что угроза уже есть.

Специфика профилактической работы заключается в том, что чаще всего её результат сложно замерить, он пролонгирован во времени. Кто гарантирует, что после нашей беседы подросток не употребит ПАВ (Психо Активные Вещества)? Кто поручится, что система профилактической работы в школе/колледже обеспечит защиту молодого человека от предложения наркотика? Никто. Но чем больше такой работы проводится, чем более это работа качественная, тем сильнее защита. Поэтому в своей работе мы используем разные формы – беседы, акции, тренинги как для самих ребят, так и для волонтёров, которые в дальнейшем могли бы проводить идеи независимости от наркотиков в среде сверстников.

Мы хотим, чтобы наше общение с подростками и молодёжью было интересным и запоминающимся. В наш век переизбытка информации важно запомниться, чтобы в нужный момент молодой человек знал, куда обратиться и как повести себя. Для этого мы используем универсальные принципы, которые делают любой контент запоминающимся. Это Релевантность, Контраст, Конкретика.

Релевантность

Релевантность — это важность и нужность темы для аудитории. Она может быть художественной, драматической и рациональной.

Художественная: например, мы показываем интересные ролики, одобренные Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД России (ГУНК), которые запоминаются. Обсуждаем ролики с ребятами и/или с родителями на собраниях.

Драматическая — это когда зрителю интересно представлять себя на месте героя.  Человеческие, необычные истории. Релевантны они тем, что зритель «проживает» их, представляя себя на месте героя, получает новый эмоциональный опыт. Например, есть ролики/видеоматериалы от ГУНК, в которых герои, похожие на современного представителя молодёжи уже пережили опыт, связанный с наркотиками. Взять хотя бы ситуацию, когда было предложение наркотического вещества. Важно заранее задуматься и представить, как я поведу себя в подобной ситуации.

Рациональная. «Как быть счастливым», «Как бороться со стрессом», “Как пережить ссору” — всё из этой серии. Подросткам важно иметь варианты решений в каждой из возможных сложных ситуаций. Поделиться с другими возможными вариантами и пережитым опытом. Если это происходит, то меньше вероятность, что в сложной ситуации молодой человек выберет наркотик и с помощью него уход от беспокоящей или невыносимой реальности.

Контраст

Контраст — это неоднородность, привлекающая внимание. С помощью контраста можно эмоционально увлечь ребят. В нашей работе это, например, тренинговые ситуации, с которыми сталкивается подросток. Они необычны. Контрастны. И в них нужно принять решение и как-то повести себя. Например, вижу или нахожу “закладку” наркотика. Что я делаю?

Конкретика

Про то, что надо быть конкретным, все вроде бы знают. Но желание выглядеть умным часто побеждает. Мы знаем много педагогов и родителей, которые рассказывают о том, что наркотики вредны, губят жизнь и прочее, прочее. Но вспомним Ослика из «Шрека», который в оные моменты говорил другу скрипучим голосом: «Приведи пример!».

Вывод понятен: имена, фамилии, даты, цифры, истории, факты — и как можно меньше общих слов. Например, я могу рассказать о конкретном знакомстве с человеком, который употреблял наркотики. Что он думал, чувствовал, к чему пришел.

Нам важно в первичной профилактике зацепить молодого человека. Чтобы он обратил внимание на проблему, чтобы она его коснулась лично – затронула его сердце, душу. Для этого используются разные вышеописанные (и не только) приемы.

При этом, конечно, мы помним, что есть разные уровни погружения в проблему. Если общение короткое или первое, то мы можем оставаться на уровне знаний. При более глубоком погружении – мы формируем более ответственное отношение ребят к проблеме здоровья, ситуациям, связанным с риском, помощью друзьям и пр. И только при достаточно глубоком и/или длительном погружении мы обсуждаем/проигрываем/моделируем ситуации, связанные с поведением наших ребят. Какой будет мой выбор, если предложат наркотик? Что я скажу? Кому я расскажу об этом? Что я сделаю, если узнаю, что друг принимает какое-то неизвестное вещество? И прочее прочее…. Мы живем в мире, где важно понимать, что такие поведенческие ситуации — это не редкость, это то, что со мной может случиться.

При всей нашей открытости есть правила работы в сфере первичной профилактики, которые важно неукоснительно соблюдать:

  1. Мы не стимулируем интерес к наркотику, к употреблению.
  2. Мы не даем названия наркотиков, способы изготовления/получения и прочую информацию, которая могла бы подтолкнуть к использованию.
  3. Мы не запугиваем и не вызываем у ребят иные деструктивные эмоции и состояния.
  4. Мы честны и ответственны за любые свои слова и действия.
  5. Мы доносим до ребят идею, что проблемы наркомании касаются каждого, и каждый должен быть вооружен – знаниями, ответственным отношением, стремлением победить это зло.

Бывает, что ребята, да и родители отмахиваются и говорят, что они в курсе про наркотики, осознают ответственность, и вообще хватит уже про это говорить. За этим скрывается и страх, что эта проблема коснется меня, и неуверенность в том, что я буду чувствовать, как себя поведу. Возможно, перечисленные выше принципы и правила работы в профилактике не новы для вас. Но важно быть готовым к тому, что и вам придется их использовать. Говорить о наркотиках. Выразить своё мнение. Показать пример. Позиция страуса изжила себя.


Дата публикации: 07.09.2022 Количество просмотров: 14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.