Дождиков Сергей Владимирович
Региональная молодежная общественная организация поддержки гражданских инициатив в Республике Марий Эл “Опора”
Конфликты в НКО: как с этим жить?
В последнее время все больше понимаю, что наши НКО работают в турбулентно-кризисное время, где организации встречаются с самыми разными незапланированными ситуациями, проблемами и вызовами. Ну и вполне логично, такие «зоны турбулентности» будут вызывать повышенную конфликтность в командах.
Почему мы все рассматриваем конфликт, как нечто плохое и ужасное?)
Лично для меня конфликт в коллективе – постоянный процесс, где имеет место несогласие в отношении чьих-то интересов или идей. Бывает и так, что цели, интересы или ценности одних сотрудников могут быть несовместимы с целями других. Иногда мне кажется, что я даже люблю конфликты, потому что они заставляют команды пересмотреть свои подходы, ценности, пути достижения и т.д. В любом конфликте содержатся большие ресурсы для выхода на новый этап развития как отношений конкретных лиц, так и НКО в целом.
Я выделяю три основных типа конфликтов: конфликт задач, межличностный конфликт и процессуальный конфликт.
Конфликт задач: сотрудник не уверен в том, какую задачу он должен выполнять, если она нечетко определена руководителем или ответственным лицом. Тот момент, когда члены организации могут не соглашаться/не признавать факты или конкретные мнения лидеров НКО.
Межличностный конфликт – личностное столкновение. Это столкновение может быть в виде критических личных замечаний к конкретному сотрудника НКО или игнорирование его, как члена группы, или его потребностей.
Процессуальный конфликт существует, когда члены организации не согласны с процедурами, которые необходимо соблюдать для достижения общей цели. При этом потенциально могут быть сформулированы новые процедуры и предложена новая повестка дня. В данном случае может быть изменена и цель организации. Процессуальный конфликт, как и конфликт задач, может быть также весьма продуктивным.
Что делать, если конфликт «пришел» в ваш коллектив?)
- Определить к какому типу он относится?
- Не откладывать решение назревшего конфликта
- Выслушать лично все точки зрения по отдельности
- Создать безопасное пространство для общего обсуждения конфликтующих сторон, декларируя общую цель НКО и личное желание решить конфликт, улучшив тем самым работу в НКО.
- Не бойтесь экспериментировать, если того требует решение конфликта. Инновации не всегда легко входят в нашу жизнь, поэтому иногда надо просто попробовать. Конфликты помогают увидеть новые подходы и форматы в работе.
- Записывайте все решения на бумаге и просите всех участников процесса расписаться, чтобы не создавались ситуации, когда нет общего приятого решения и руководитель самостоятельно интерпретирует факты.
- Наладьте систему обратной связи в виде человеческого общения вне рабочих тем, создавайте командообразующие форматы досуга для команды и повесьте большой лист бумаги для предложений по улучшению работы НКО, в которой активисты, добровольцы и сотрудники могут писать свои идеи.
Исследования говорят, что конфликт, связанный с задачами, особенно полезен для организации, поскольку он позволяет обмениваться идеями и помогает повысить производительность членов НКО. Конфликт психологами рассматривается как мощная производительная сила, которая может стимулировать членов НКО расширять свои навыки и внедрять инновации.
А как Вы относитесь к конфликтам в НКО?)
Дата публикации: 10.08.2020 Количество просмотров: 381