Агапова Александра Сергеевна
Самарская региональная общественная организация «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье»
Кадры решают всё!
Я работаю в НКО. Как у всех работающих граждан нашей страны, у меня есть трудовая книжка, право на ежегодный оплачиваемый отпуск и выплаты по временной нетрудоспособности. А у Вас?
Мы всегда много и охотно говорим о людях, без которых невозможна деятельность некоммерческого сектора: о благополучателях, добровольцах, благотворителях… И намного реже – о постоянных сотрудниках организаций, без которых не было бы благотворительных фондов, добровольческих и ресурсных центров, горячих линий и многих других важных и нужных мест, вещей и проектов. О том, что кто-то 8, 10, а то и 20 часов в сутки трудится, чтобы все это стало возможным, знают не все, но многие догадываются. А вот о том, что этим людям нужно не только дать рабочее место, но и платить зарплату, учить, предоставлять возможность отдохнуть и как-то мотивировать оставаться в секторе, знают и всегда помнят только руководители организаций.
Трудовые отношения – страшные слова для руководителя НКО. Потому что с одной стороны – трудовое законодательство, которое не видит разницы между коммерческими, государственными и общественными организациями. С другой стороны – проектная деятельность и нерегулярное финансирование, которое еще надо добыть и рационально распределить. Ну, а с третьей – люди, которых нужно обеспечивать хотя бы приемлемой зарплатой, нормальными условиями труда и причинами остаться с нами после завершения проекта. Как же найти баланс в этом треугольнике?
Главный вопрос, который должен себе задать руководитель НКО (и честно на него ответить!): «Что важнее: люди или меньше проблем?». Очень просто не вести никакого кадрового учета, заключать исключительно гражданско-правовые договоры и спать спокойно. Вроде бы хорошая схема – люди зарплату получают, а организация, кроме своевременной оплаты, никому и ничем не обязана… А теперь вспомните, что НКО – единственное место работы ваших постоянных сотрудников. Они могут заболеть, могут устать так, что не будет сил работать (эмоциональное выгорание – не сказки), могут решить родить ребенка и уйти в декрет, взять ипотечный кредит или выйти на пенсию. Можно сказать, что это не ваши проблемы, но тогда и сотрудники будут относится к своей работе и организации таким же образом. А можно глубоко вздохнуть, открыть трудовой кодекс и постараться максимально выполнить все требования законодательства, чтобы у ваших работников была возможность жить не хуже, чем у всех остальных.
Скорее всего, Вы зароетесь в огромной куче бумаг, охрипнете от объяснений с грантодателями и благотворителями и будете нервно вздрагивать при мысли о трудовой инспекции. Иногда Вам придется спорить с собственным бухгалтером, решая вопросы с выплатами отпускных или больничных. Зато Вы научитесь красиво писать в трудовых книжках, вести учет рабочего времени и определять реальную загрузку сотрудников.
Выглядит не очень весело? Сложно? Трудно? Некогда? Конечно, да. Но раз уж в НКО кадры действительно решают всё, то мы, как руководители, должны сделать так, чтобы работать в некоммерческом секторе было не только интересно, а еще комфортно и престижно.
Несколько советов для тех, кого не пугает Кадровый вопрос:
1.Заключайте Срочные трудовые договоры.
Максимальный срок срочного трудового договора 5 лет, минимальный срок законодательством не установлен. Можно заключить трудовой договор на 3 месяца, полгода или год – обычно их продолжительность зависит от срока реализации проекта.
2.Остаивайте свою позицию перед теми, кто финансирует вашу деятельность.
Всегда и везде убеждайте грантодателей и благотворителей, что сотрудники должны получать не только зарплату, но и иметь все гарантии, предусмотренные законодательством. Тем более экономия в 3,1% страховых взносов совсем незначительна даже в проектах с большим фондом оплаты труда. В любом случае, Трудовой кодекс в этом вопросе – на Вашей стороне.
3.Четко объясняйте сотрудниками ситуацию и свою позицию.
Даже если мы не можем гарантировать регулярную и высокую заработную плату, нужно сразу и четко объяснить ситуацию всем сотрудникам. Они должны знать, что Вы на их стороне и будете постоянно искать возможности для финансирования организации и оплаты труда на должном уровне.
4.Хотя бы один раз внимательно прочитайте Трудовой Кодекс.
Скорее всего многие статьи никогда Вам не пригодятся, но все основные положения необходимо знать. Помните о том, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе, даже если трудовой договор отсутствует.
5.Запаситесь терпением, большим количеством бумаги и доступом к правовым системам.
Иногда Вам придется спорить с бухгалтером, убеждать сотрудников, доказывать что-то грантодателям, готовить и печатать много (очень много!) документов. Все унифицированные формы есть в любой правовой системе, также как и все законодательные акты по труду. Всегда ищите информацию в первоисточнике и ссылайтесь на положения Трудового Кодекса – перед прямой ссылкой не устоит ни один чиновник или бухгалтер.
Конкретные вопросы об оформлении трудовых отношений и ведении кадрового учета в НКО можно задать экспертам портала, а если очень хочется что-то обсудить и поговорить о смысле жизни – обращайтесь лично:
Александра Агапова
Дата публикации: 18.01.2018 Количество просмотров: 388