Меню Закрыть

Информационная открытость благотворительных НКО

Асташина Екатерина Евгеньевна

Председатель Совета СРМОО “Центр поддержки демократических молодежных инициатив”

Информационная открытость благотворительных НКО

Вопрос информационной открытости НКО, и в особенности благотворительных, становится всё актуальнее. Мы провели исследование, чтобы узнать, много ли внимания уделяют благотворительные фонды Самарской области доступности информации о своей деятельности. И подготовили несколько рекомендаций для НКО на его основе.

По данным информационного портала министерства юстиции РФ, в Самарской области зарегистрировано 176 организаций, в названиях которых присутствует словосочетание «благотворительный фонд».

Ежегодно общественные организации обязаны представлять в министерство юстиции своего региона отчет о деятельности, доходах и расходах, использовании своего имущества. За 2017 год в электронном виде подобные отчеты подал только 61 фонд. Нельзя утверждать, что другие фонды не подали отчеты, так как они могли направить их в печатном варианте (к сожалению, данная информация не находится в открытом доступе).

Интересным является тот факт, что о 29 организациях, подавших электронный отчет о своей деятельности в министерство юстиции, в открытом доступе в сети интернет отсутствует какая-либо информация (в то время, как Фонды обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законодательством РФ).

При изучении открытых информационно-справочных систем и баз данных оказалось, что о 92 фондах информация в сети интернет отсутствует. У 31 из них нет никакой контактной информации, у 61 фонда были найдены только номера телефонов. Лишь 84 благотворительных фонда представлены в сети Интернет.

Выводы, к которым мы пришли в ходе этого исследования:

  • Не все зарегистрированные и даже размещающие отчеты на портале министерства юстиции РФ фонды в действительности ведут активную благотворительную деятельность.
  • Не все фонды, формально имеющие сайты и группы в социальных сетях, на текущий момент осуществляют благотворительную деятельность. Регулярно публикуют обновления на сайтах/в социальных сетях около 20% фондов.
  • Как правило, более активными в реальной деятельности являются фонды, ведущие группы в социальных сетях. Зачастую, если данные фонды наряду с ведением группы в социальных сетях имеют свой сайт, то он находится в неактивном состоянии.
  • Активные благотворительные фонды, которые имеют только интернет-сайт, публикуют новости или отчеты 2 – 3 раза в месяц. В то время, как при наличии групп в социальных сетях регулярным считается обновление несколько раз в неделю и чаще.
  • Социальные сети позволяют иметь более подробную информацию о деятельности благотворительных фондов. В них устанавливается более прочная коммуникация между благополучателями и благотворителями.
  • Наиболее активную регулярную деятельность ведут фонды помощи животным, фонды по развитию города и религиозные фонды просвещения.
  • Деятельность наибольшего количества фондов посвящена помощи людям в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, людям с ОВЗ, однако меньше половины из них осуществляет свою деятельность регулярно.

Для благотворительных фондов в силу специфики особенно важно рассказывать о себе в сети интернет – именно таким образом сегодня создается имидж организации, формируется доверие и уважение целевой аудитории, осуществляется продвижение проекта, программы, организации.

Как обеспечить информационную открытость благотворительной организации?

  1. Создать собственный сайт и разместить на нем документы и полную информацию об организации.

Несмотря на то, что все больше фондов уходят в социальные сети в поисках благотворителей и благополучателей, именно сайт остается важным показателем работы организации. Стоит помнить и о том, что представители крупных корпоративных благотворителей и органов власти часто не имеют доступа к социальным сетям на рабочем месте, а значит сайт – единственное место, где они смогут найти нужную информацию.

На сайте благотворительной организации обязательно должны быть: устав, свидетельства (в том числе лицензии при осуществлении лицензируемой деятельности), отчеты (включая финансовые), описание благотворительных программ, условия участия в них и получения помощи, реквизиты для пожертвований, полная контактная информация, ссылки на страницы во всех социальных сетях.

Если вы считаете, что собственный сайт – это очень дорого и сложно, то это уже давно не так. Существует множество бесплатных сервисов (CMS) на которых можно сделать сайт самостоятельно, а тарифы на хостинг небольших ресурсов доступны любой организации. Некоторые регионы даже создают специальные порталы, на которых НКО могут бесплатно содержать свои страницы, размещать на них документы и информацию о своей работе (в Самарской области – sonko.samregion.ru, или данный портал nko-pfo.ru).

  1. Разместить полную информацию о фонде в открытых справочных системах.

Это действие не потребует от организации никаких финансовых затрат. В каждом регионе есть базы данных юридических лиц, которые обычно допускают редактирование информации – внесите в них актуальные данные о своей НКО (адреса, телефоны, описание сферы деятельности, ссылки на сайт и группы в социальных сетях). Не менее важным источником информации сейчас являются он-лайн карты – сервисы Yandex и Google позволяют отмечать на своих картах организации, указывать контактные телефоны и график работы, ссылки на сайты и даже краткое описание.

  1. Поддерживать группы в социальных сетях в актуальном состоянии.

Социальные сети – оперативный инструмент информирования целевой аудитории о вашей деятельности. В сети Интернет можно найти много инструкций о том, как сделать сообщество эффективным – все они работают и для благотворительных групп. Если у вас нет времени и возможности готовить и размещать 5 сообщений ежедневно – делайте это раз в день, или по мере появления информации. Главное, чтобы контент относился к работе организации и был достоверным (все любят котиков, но если кроме них в вашей группе ничего нет – то и доверие к ней будет на уровне развлекательного ресурса).

Асташина Екатерина Евгеньевна

Председатель Совета СРМОО «Центр поддержки демократических молодежных инициатив»

К.п.н., доцент кафедры организации работы с молодежью, социального управления и права АНО ВО Университет «Международный институт рынка»


Дата публикации: 18.10.2018 Количество просмотров: 753

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 14 =