Изюмченко Наталья Юрьевна
Комиссия Общественной палаты по вопросам организации общественного контроля и взаимодействия с общественными советами и развитию некоммерческого сектора
Доверие – это дорога с двусторонним движением
Как СО НКО делают страну богатой, а жителей этой страны здоровыми?
«Ну и как?», спросите вы. А как же государственная поддержка СО НКО? Как многочисленные социально-ответственные фонды, в которые вкладывается бизнес? И это все для того, чтобы какая-нибудь НКО могла существовать и осуществлять свою деятельность?!!! Не являются ли СО НКО, которых постоянно нужно «поддерживать», обузой государству?
Попробуем разобраться. Помочь в этом нам может термины «социальный капитал» и «доверие». Социальный капитал – важнейшее понятие современного общества, которое характеризует степень сотрудничества и доверия, существующего между людьми. Заметьте, уже здесь появляется слово «капитал», значение которого объяснять вряд ли необходимо. Степень развития социального капитала в любой стране сегодня определяется наличием некоммерческих организаций, ассоциаций, объединений по интересам, общин, неформальных сообществ, основанных на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, взаимопомощи.
Понятие социального капитала ввели ученые в конце 80 х годов XX в. как показателя качества социальных отношений и человеческих связей, который наряду с экономическим и финансовым капиталом может накапливаться, расходоваться, инвестироваться в те или иные виды экономической деятельности и приносить реальную прибыль.
Оказывается, социальные связи, личные контакты, соблюдение договоренностей могут существенно увеличивать производительность труда, сокращать затраты на ведение бизнеса, облегчать координацию и сотрудничество в экономической деятельности. В стране с высоким уровнем социального капитала и доверия люди, заключая договоры, не прибегают для этого к помощи юристов, им достаточно честного слова (представьте себе, какая существенная экономия издержек при этом возникает!!!). У них не работает в целях надзора за экономическими субъектами армия контролеров, и проверки многочисленных надзорных органов не обеспечивают эту армию зарплатой и рабочими местами, что положительно сказывается на экономике страны. Замечено при этом, что самый высокий уровень развития социального капитала характерен для самых экономически передовых стран – Японии, Германии и Южной Кореи. В наше время высокий уровень развития социального капитала становится важнейшим условием развития экономики – все большее число примеров различных стран показывает, что там, где люди объединяют усилия и доверяют друг другу, не только отдельные люди, но и целые нации процветают экономически.
Бизнесом и государством выгоды социального капитала не ограничиваются: он также влияет на психическое и физическое здоровье населения, удовлетворенность жизнью и много других показателей. Районы поселений с высоким социальным капиталом меньше страдают от преступности, люди в них – здоровее и образованнее. Например, замечено, что учебные заведения эффективнее работают, когда родители и местные жители принимают активное участие в улучшении их работы. В районах с высоким социальным капиталом улицы и подъезды чище, и объединения жителей многие свои вопросы решают сообща. Многочисленные исследования долгожителей показали, что люди, которые имеют больше социальных связей внутри своей общины, живут в среднем более продолжительное время. И именно в силу своей общительности женщины, как правило, живут дольше мужчин.
Так что, если хотите сохранить отличное здоровье, ясный ум и активность присоединяйтесь к общественникам… (желательно СО НКО ПФО)))!
Как СО НКО заслужить доверие общества
Как же обстоят дела с доверием самим СО НКО? Согласно материалам Общественной палаты, например, Оренбургской области о деятельности некоммерческих организаций знают только 23 % опрошенных респондентов. Считают их деятельность полезной для общества 56 %. Чтобы стать ближе обществу, и в свою очередь заслужить его доверие, СО НКО следует создать прозрачную информационную среду и более активно информировать о своей деятельности.
Различные инструменты прозрачности способствуют повышению доверия к социально ориентированным НКО со стороны населения и заинтересованных сторон и устойчивому развитию организаций.
Такими практиками, в частности, могут быть
– создание и поддержка сайта и страниц в социальных сетях СО НКО;
-регулярное проведение дней открытых дверей;
– наличие добровольного аудита организации;
-взаимодействие социально ориентированных НКО со СМИ, регулярное освещение ее деятельности;
– наличие и распространение информационно-рекламных презентационных материалов СО НКО;
– публикация годового публичного отчета социально ориентированных НКО;
– участие социально ориентированных НКО в конкурсах, фестивалях, выставках.
Одним из способов определения СО НКО призван служить механизм исполнения Закона об исполнителях общественно полезных услуг, который вступил в силу с 1 января 2017 года. Федеральный закон от 19.12.2016 № 449-ФЗ “О внесении изменений в статью 31-1 Федерального закона “О некоммерческих организациях”.
«Исполнитель общественно полезных услуг» (ИОПУ) – это социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является «иностранным агентом» и не имеет задолженностей по налогам, сборам и иным обязательным по закону платежам. Сейчас организации-претенденты на статус ИОПУ обязаны получать заключения о соответствии качества оказываемых ими услуг от федеральных органов исполнительной власти. Организация, вошедшая в реестр ИОПУ, сможет получать льготы по бесплатному эфирному времени и пространству в СМИ, бесплатное обучение для сотрудников, бюджетные субсидии на срок до 2 – х лет. В основания для зачисления в реестр входят такие услуги как: оказание бытовых услуг на дому, уход за больными в стационаре и полустационаре, помощь бездомным, работа с инвалидами, детьми-сиротами, социальные услуги, связанные с трудовой занятостью, трудоустройство людей с инвалидностью, обучение пенсионеров компьютерной грамотности, услуги по дополнительному образованию детей и т.д.
Таким образом, развитие сектора СО НКО, в свою очередь, тоже невозможно без без ДОВЕРИЯ: открытости, прозрачности и подотчетности некоммерческих организаций перед обществом. И, дорогу осилит идущий, поэтому, доброго пути нам всем, коллеги!!!
Н.Ю. Изюмченко
Дата публикации: 02.12.2017 Количество просмотров: 692