Самарина Нина Николаевна
Председатель «Альянса фондов местных сообществ Пермского края»
Делегирование полномочий в некоммерческой организации. Практические советы бывалого руководителя
Общаясь с большим числом руководителей некоммерческих организаций, зачастую слышишь от них жалобы на то, что остро не хватает времени, они все время находятся в цейтноте, не успевают своевременно обрабатывать документы, участвовать во многих публичных мероприятиях, отвечать на полученные письма, а уж тем более катастрофически не хватает времени знакомиться с новым опытом в жизни других НКО, работающих с ними рядом в одном регионе. Для решения этих проблем хочу поделиться полезными советами:
Не делайте всю работу сами, а только вместе со своими сотрудниками! Делегируйте сотрудникам вашей организации полномочия и давайте им задания заблаговременно. Решение о том, что кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана на неделю, а лучше за месяц, чтобы сотрудник, которому вы поручили выполнение задания смог ознакомиться заранее со всеми “подводными камнями”.
Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников. Опирайтесь при этом на способности и индивидуальные качества сотрудников. Кто-то лучше справляется с решением оргвопросов, кому-то больше нравится заниматься взаимодействием с коллегами из организаций-партнеров, кто-то творчески решает проблемы организации мероприятий и приглашением аудитории и др. Решение однородных задач лучше поручать одному и тому же сотруднику.
Помните — делегирование без мотивации и стимулирования невозможно! Мотивируйте сотрудников время делегирования. Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий. Каждый раз при делегировании объясняйте, о чем идет речь: об единичном случае или о постоянном делегировании. Убедитесь в том, что сотрудник может и хочет взяться за работу.
Остерегайтесь того, чтобы, так сказать, «для надежности» поручать одну и ту же работу двум сотрудникам, не знающим об этом.
Передавайте вместе с задачей полномочия и компетенцию (вплоть до права подписи документов, если необходимо).
Как можно более точно и полно инструктируйте сотрудников при делегировании. Удостоверьтесь в том, что порученное задание понято правильно. Помните, что подчиненный может сделать только то, что вы ему скажете, а не то, что вы себе представляли или имели виду при изложении задания (закон «неопределенного отклика»). При инструктировании важно не только объяснить суть задания, но и его смысл и цель.
Крупные и важные задания рекомендуется поручать приказным путем в письменной форме. Это, конечно, не снимает необходимости мотивировать и тщательно инструктировать сотрудника.
Если задание сложное и новое, то, поручая его, следует применить пятиступенчатый метод. Ступени этого метода имеют определенный психологический смысл:
- подготовить сотрудника (мотивация);
- объяснить задачу (подробная инструкция);
- показать, как делать работу (дать образец);
- доверить сотруднику выполнение работы под наблюдением и корректировать его действия;
- передать сотруднику работу целиком, оставив за собой только контроль.
Предоставляйте сотрудникам организации возможность дальнейшего профессионального обучения и даже служебного роста в целях лучшего выполнения порученных задач.
Обеспечьте доступ к любой необходимой информации. О важности задачи сотрудники судят во многом потому, насколько полно и своевременно они получают информацию.
Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс. Вместе с тем создайте у подчиненного уверенность в том, что в случае возникновения трудностей или проблем он всегда может попросить у вас совета или поддержки.
Договоритесь с сотрудником о том, когда, как часто и в какой форме он будет сообщать вам, как продвигается дело. Контролируйте конечные результаты порученного и немедленно информируйте сотрудника об итогах контроля с вашей стороны.
Конструктивно хвалите успехи Исполнителя и и критикуйте недостатки в выполняемой работе.
Таковы принципы эффективного делегирования. Их соблюдение позволяет избегать многих неприятностей. Но критерии эффективного делегирования не так просто использовать в практике управления.
Для облегчения этой задачи консультанты-специалисты предлагают список вопросов, ответы на которые помогут руководителю дать конкретные поручения подчиненным. Ответьте и вы на эти вопросы, и тогда поручение сотруднику будет сделано более квалифицированно.
- Что? Что вообще надо делать? Какие частичные задачи надо выполнить отдельно? Каким должен быть конечный результат? Какие отклонения от него могут быть приняты во внимание? Каких трудностей следует ожидать?
- Кто? Кто является наиболее подходящей кандидатурой для выполнения этой задачи? Кто должен помогать при ее выполнении?
- Почему? Почему мы должны выполнять данную задачу или деятельность? Какой цели она служит? Что произойдет, если работа не будет сделана полностью или частично?
- Как? Как следует подходить к выполнению задачи? Какие методы и способы применять? На какие нормативные документы (предписания, инструкции) следует обратить внимание? Какие инстанции и подразделения надлежит проинформировать? Какими могут быть затраты?
- С помощью чего? Какие вспомогательные средства могут и должны быть использованы? Какие документы могут понадобиться?
- Когда? Когда следует начать работу? Когда нужно ее завершить? Какие промежуточные сроки должны быть соблюдены? Когда сотрудник должен проинформировать меня о положении дел? Когда я должен проконтролировать ход выполнения задачи?
В заключение хочу остановиться на анализе некоторых типичных ошибок при делегировании. Знание их может помочь вам выработать свой собственный стиль делегирования и разобраться в том, как можно его улучшить.
Ошибки делегирования
- Неумение инструктировать. От того, как подчиненный понял указание, зависит, справится ли он со своей задачей. Четкое инструктирование показывает значимость, важность и ответственность поручаемого дела и тем самым настраивает сотрудника на качественное решение, на серьезное отношение к делу. Кроме этого позволяет избежать соблазна объяснить неудачу тем, что «меня плохо проинструктировали».
- Фиктивное делегирование. Это ситуация, когда делегируются те задачи, функции и полномочия, которые подчиненные имеют в силу их должностных обязанностей. Для того чтобы этого не случилось и вы своими действиями не дискредитировали себя, прежде чем делегировать, ознакомьтесь с должностными обязанностями сотрудников. А если таковых нет, разработайте их. Это полезно и даже необходимо со многих точек зрения. Удивительно, но факт: многие сотрудники плохо знают (или знают лишь в общих чертах) свои должностные обязанности. Об организации труда в таком коллективе едва ли можно говорить всерьез.
- Ошибка в выборе исполнителя порученного Исполнителя делегированного получения. От этой ошибки никто не застрахован, однако соблюдение правил делегирования сведет возможность и последствия этой ошибки к минимуму.
- При делегировании полномочий важна ориентация не на дело, а на личности. Ворчливость, несдержанность, излишняя эмоциональность в таком деликатном деле, как делегирование, недопустимы. А хладнокровие и ровные отношения с подчиненными необходимы.
- Наиболее опасной ошибкой при делегировании является перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства. Основным координатором деятельности подчиненных является именно руководитель.
Итак, делегирование — это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющего повысить эффективность работы НКО. Делегирование облегчает работу руководителя, сэкономит его время, расширит возможности и направления деятельности НКО, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, а именно эта обязанность и делает работника руководителем.
Дата публикации: 26.10.2018 Количество просмотров: 971