Меню Закрыть

7 правил хорошей репутации

Донскова Вера Васильевна

Автономная некоммерческая организация «Центр интегрального развития человека «Эпоха Водолея»

7 правил хорошей репутации

Весь третий сектор, как и его благотворители, находится  в зоне турбулентности. И чтобы ее пройти важно два правила: 1. Точно знать цель,  куда движешься. 2. Сохранять репутацию. За оба эти действия отвечает руководитель некоммерческой организации.  И если с целью все более или менее ясно, тут помогает стратегическое планирование. То как сохранить репутацию? Об этом я хочу поговорить сегодня. Инструменты хорошей репутации для НКО:

  1. Публичный годовой отчет. Наша некоммерческая организация «Эпоха Водолея» с первого года жизни и каждый готовит этот необязательный для государства, но абсолютный must have для каждой уважающей себя НКО документ. И это не сухая статистика или перечень «мероприятий, проведенных за год». Это разговор с аудиторией, в котором можно рассказать о себе, совей команде, о том, что вы делаете и зачем вам это надо? Чем проще и искреннее будет язык вашего годового отчета, тем больше понимания и доверия к вам он будет рождать. Каждый год публикация публичного годового отчета – это отличный  инфоповод, это возможность поговорить с целевой аудиторией, это фандайзинговый инструмент для встречи с донором. За шесть лет мы до сих совершенствуем форму нашего публичного годового отчета и, кажется, нашли. Дважды наши публичные годовые отчеты получали «Золотой стандарт» Всероссийского конкурса публичных годовых отчетов НКО «Точка отсчета». Чтобы и вы нашли ваш стиль отчета, совместно с проектом «Все связано» от Terra мы проведем серию интенсивов по подготовке  публичного годового отчета.
  2. Живые социальные сети. Текущая ситуация упростила задачу многим НКО. Теперь социальная сеть у всех одна и нужно учитывать, что многие в ней могут быть новичками. Даже, если в вашем сообществе, нет брендбука или крутого логотипа – не беда. Ваша группа будет жить, если в ней с определенной периодичностью будут появляться живые, полезные, позитивные, искренние и именно ваши новости (ни в коем случае не репосты, они плохо индексируются). Полезным будет контент-план хотя бы на месяц, где будут и истории подопечных, и опросы подписчиков, и фотографии вашей команды, и короткие видео вашей работы, и отзывы – все это можно искусно перемежать, чтобы читателю было интересно с вами. Для большего доверия желательно получить верификацию социальной сети.
  3. Сайт. К сожалению, только одной группы в социальных сетях сегодня недостаточно. Лаконичный сайт-визитка – еще один must have для НКО с хорошей репутацией. Именно на нашем сайте, а не в соц.сетях расположены все документы организации (устав, свидетельства, отчеты в Минюст), фотографии всей команды, публичная годовая отчетность. Сейчас мы дорабатываем сайт в соответствии с требованиями верифицирующих платформ, а именно – готовим страницу каждой программы, где рассказываем как стать ее участником. Мы уже давно думали, что пора иметь такой регламент, и тут нас подстегнули коллеги из «Нужна помощь».
  4. Верификация на крупных фандрайзинговых платформах. Это статус доверия к вам со стороны общероссийского третьего сектора. На шестом году жизни нашей некоммерческой организации «Эпоха Водолея» мы вдруг осознали, что не верифицированы ни на одной из платформ – добро.майл, сбервместе, нужна помощь, procharity… И тогда же придумали Марафон верификаций, где мы вместе с коллегами проходим эту сложную процедуру по сбору пакета документов,  его доработке и подачи на верификацию. Наш план – одна верификация в месяц, в зависимости от сроков приема заявок. И к концу года, мы должны это сделать!
  5. Прозрачность финансов. Я думаю, уже никому не нужно объяснять, что сборы на личную карту руководителя или сотрудников – это большой удар по вашей хорошей репутации. Даже если вы будете обнародовать выписки этой карты, вам никогда не удастся пройти ни одну верификацию на фандрайзинговых платформах.

Еще один важный момент вашей финансовой прозрачности – прозрачный финансовый отчет в публичном годовом отчете. И здесь очень важно показать, откуда у вас деньги и как вы их тратите на благотворительные программы.

Эффективность каждого рубля можно показать следующим инструментом:

  1. Оценка социального эффекта. И это не про количественные, и качественные результаты как подумают некоторые. Проводя оценку социального эффекта наших программ, мы используем 4 способа оценки и это вполне научные методы.

Первое, что мы всегда проводим в нашей АНО «Эпоха Водолея» – это полевое  исследование нашей целевой аудитории (опросы, интервью).

Второй метод  «затраты – выгоды». Так, в 2019-20 году вложения в работу нашей правовой группы составили 249600 рублей. Тогда как по результатам работы правовой группы было инициировано внесение регионального законопроекта о бесплатном двухразовом питании обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях и на дому в Оренбургской области. На решение проблемы обязательного питания из бюджета на 2020 год было выделено 46452,96 тыс. рублей. А также юрист нашей Правовой группы через суд добился оборудования отдельного входа для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. На эти цели Администрация города Оренбурга выделила более 400 тысяч рублей. Выгоды от затрат на лицо. Но с практикой  мы поняли, что даже два метода не позволяют полностью удовлетворить потребности социальной оценки наших благотворительных программ.

Третий метод – Оценка вклада в достижение Целей в области устойчивого развития. Например, наша авторская программа Альтернативной математики для детей с аутизмом «Учусь считать» вносит существенный  вклад в развитие Цели: Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Разработанный инструментарий дает возможность социальной адаптации детям и подросткам не только с аутизмом, но и с легкой, умеренной и даже тяжелой умственной отсталостью. В связи с отсутствием в России специальных образовательных пособий, адаптированных для восприятия детей с аутизмом, инструментарий “Учусь считать” стал особенно востребован для специалистов и родителей всей России и русскоговорящих семей ближнего зарубежья.

В 2021 году мы добавили еще один метод «Ключевые вопросы оценки» (KEQs – Key Evaluation Questions) – это вопросы высокого уровня, на которые должна ответить оценка. И именно этот метод позволяет оценить насколько успешно выстроены наши процессы работы для достижения эффективности.

  1. Дружественность. Готовность к коллаборации. Это о том, как перейти от соперничества к сотрудничеству. Сотрудничеству с коллегами, с благотворителями, целевой аудиторией, с командой. Здесь же стоит отметить соблюдение этического кодекса руководителя НКО и каждого члена команды в публичном пространстве и внутри.

Подчас, все, что у нас остается, когда мы теряем финансирование,  – это наше хорошее имя. Именно оно помогает жить и находить новых партнеров, чтобы пройти эту зону турбулентности вместе.

Вера Донскова – профессиональный журналист, директор некоммерческой организации “Эпоха Водолея”, г. Оренбург


Дата публикации: 20.05.2022 Количество просмотров: 210

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три − 1 =