Меню Закрыть

7 ключевых «точек» социального проекта

Обухова Ксения Кирилловна

Генеральный директор Пензенского регионального специализированного фонда управления целевым капиталом “Капитал местного сообщества”.

7 ключевых «точек» социального проекта

Я как грант-менеджер пензенского фонда «Гражданский Союз» анализирую большое количество заявок, которые мы получаем на наши грантовые конкурсы, в том числе и из других регионов России. И вывод этого анализа вот уже 3 года один и тот же: уровень социального проектирования в некоммерческом секторе, к сожалению, до сих пор низкий. И это при том, что проектная деятельность является одним из основных способов работы НКО.

Опираясь на свой опыт, я подготовила несколько советов о том, на что некоммерческим организациям нужно обращать пристальное внимание при написании своего проекта.

1. Проблема целевой группы.

В описании проблемы нужно указывать конкретную целевую группу, живущую на конкретной территории, чью проблему поможет решить ваш проект. В этом разделе не нужно писать о проблемах российского или мирового масштаба, копировать статьи из Интернета, философствовать о смысле жизни. Здесь – только о тех проблемах конкретной группы, живущей на четко обозначенной территории, которые решит ваш проект. И обязательно обосновывайте, почему вы решили что это – проблема. Можно приводить статистику, актуальные выдержки из местных СМИ, новостных сайтов и т.д.

2. Цель и задачи проекта.

Цель – это решение проблемы.

Цель проекта должна быть направлена на выбранную целевую группу, т.е. на определенное количество людей, которые в результате проекта ощутят положительное изменение.

Когда, как вам кажется, вы сформулировали цель проекта, проверьте, соответствует ли она следующим критериям:

  • Измеримость. Подумайте, какие количественные и качественные показатели будут свидетельствовать о том, что цель проекта достигнута.
  • Реалистичность. Вы должны четко понимать, что при имеющихся у вас ресурсах вы сможете обеспечить достижение поставленной цели.
  • Ограниченность во времени. Вам стоит подумать, будет ли достигнута цель вашего проекта к определенному сроку.

Для того чтобы правильно сформулировать задачи, вы должны выяснить причины, из-за которых появилась проблема. Таких причин может быть несколько. Исходя из них, вы формулируете задачи проекта.

3. Целевая группа проекта.

Целевой группой проекта не могут быть все люди вообще. Вы должны определить конкретную целевую аудиторию. Это могут быть, допустим, жители города, района, подопечные дома ветеранов, участники клуба по интересам и т.д. – всегда конкретная группа людей.

Старайтесь прописывать способы вовлечения заявленной целевой группы в проект. Если в заявке нет ни слова о том, каким образом целевая группа узнает о проекте, это отрицательным образом скажется на итоговой оценке проекта.

4. Календарный план мероприятий.

Мероприятия – это действия, которые помогут решить поставленные задачи. Задача может быть одна, а мероприятий для ее достижения – три.

Мероприятия не должны быть «оторваны» от задач, которые они решают.

Приведем пример. Допустим, у нас есть проект по обучению пожилых тому, как не попадаться на «удочку» мошенников. Одна из наших задач – подготовить группу волонтеров для обучения пожилых. Какие могут быть в рамках этой задачи мероприятия? Во-первых, нам нужно этих волонтеров найти. Значит, первое мероприятие мы связываем с поиском активных людей, которые готовы стать волонтерами проекта. Мы можем искать их в студенческих организациях, например. Во-вторых, волонтеров мы должны научить, поэтому второе мероприятие – это обучение наших волонтеров тому, о чем они потом будут рассказывать пожилым людям. В-третьих, мы должны оценить, насколько они усвоили материал и смогут ли донести его до пожилых. И тут мы можем предусмотреть занятие, которое волонтеры проведут под нашим присмотром.

5. Результаты проекта.

Результаты проекта – это показатели того, достигнута ли цель вашего проекта. Они должны отвечать критериям измеримости, адекватности и конкретности.

Если вы планируете обучить 100 пожилых людей, привлечь 20 волонтеров, провести 10 обучающих курсов по 2 часа каждый, то эти показатели будут количественными результатами вашего проекта. Качественные – это, например, повышение осведомленности пожилых о способах мошенничества, о том, как ему противостоять, формирование постоянно действующего клуба волонтеров и т.д.

6. Бюджет проекта.

Все расходы должны строго соотноситься с планируемой деятельностью. Если, как в нашем примере, вы планируете для реализации своего проекта обучить волонтеров работе с пожилыми людьми, вы можете купить для них блокноты, потому что это логично, а вот оплатить им похода в театр или экскурсию – нет, потому что это не относится ни к цели проекта, ни к мероприятиям.

Если вы планируете приобретать оборудование, его стоимость очень желательно подтвердить ссылками на интернет-магазины.

Статьи бюджета должны быть конкретизированы. Нельзя указать, например, покупку какого-то оборудования или написать «прочие расходы» на общую сумму 90 тыс. руб., никак не расшифровав, что это за оборудование и какие расходы считаются «прочими». При этом если вы, допустим, хотите купить канцелярские товары, не стоит расписывать каждую скрепку. То есть при составлении бюджета нужно ориентироваться на то, будет ли четко видно из ваших статей, на что именно вы планируете расходовать грантовые средства.

7. Старайтесь оформить заявку без ошибок, орфографических и пунктуационных. Это важнее, чем кажется на первый взгляд. Например, эксперты наших грантовых конкурсов часто говорят, что человек, который небрежно относится к оформлению своей идеи, с большой вероятностью так же небрежно подойдет к выполнению своего проекта.

 

Это краткий алгоритм, на который можно опираться при написании проекта. Я надеюсь, он будет вам полезен и поможет лучше структурировать и оформлять свои проектные идеи.


Дата публикации: 29.10.2018 Количество просмотров: 3083

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 4 =