Меню Закрыть

Игроки на поле НКО

Центр развития НКО и благотворительности в Оренбургской области
19.05.2020

 «Центр развития НКО и благотворительности в Оренбуржье», ведущий свою деятельность на средства Фонда президентских грантов, организовал своими силами анализ ситуации с некоммерческими обществами и объединениями в Оренбургской области.

По последним данным (на 18 мая), в Оренбургской области зарегистрировано 2 471 некоммерческих организаций. Из них большую часть – более 600 – составляют религиозные организации. Затем, в порядке убывания – различные общественные объединения (в том числе редакции газет), АНО, фонды, казачьи сообщества и уже после них – организации, занятые непосредственно в социальном проектировании.

В Оренбуржье 25 направлений деятельности некоммерческих организаций поддерживается из регионального бюджета. Всего существует 8 форм господдержки, из которых наиболее значимы:

  • субсидии;
  • имущественная поддержка;
  • льготное налогообложение.

В прошлом году 60 НКО получили 744 миллиона рублей финансовой поддержки.

И, если для большинства участников данной сферы исторически сложились приемлемые условия работы, то прочие социально ориентированные некоммерческие организации существуют зачастую исключительно на пожертвования и на средства грантовой поддержки. В Оренбуржье действует целый ряд различных специализированных конкурсов и субсидий. Тем не менее, отсутствует унифицированный ресурс, объединяющий возможности для развития НКО по всем направлениям. Если обобщить запрос активистов социального проектирования в области, он звучал бы как «Меньше ограничений, больше вовлечений!». В настоящее время информация по региональной и муниципальной поддержке в Оренбуржье является темой довольно закрытой. В основном такими получателями являются традиционные организации-спутники министерств и департаментов , привлеченные для выполнения определенных задач.

Активные и актуальные организации могут рассчитывать, в лучшем случае, на выраженную рублем симпатию общества и спонсоров от бизнеса. А также на федеральную грантовую поддержку. В том числе на победу в конкурсе Фонда президентских грантов. Именно статистика из этого источника взята для анализа – как наиболее достоверная и открытая. По данной выборке картина немного отличается. В основном заявки поступают от благотворительных фондов, автономных некоммерческих организаций и общественных объединений.

Как известно, первый конкурс президентских грантов в России состоялся в 2017 году. За два этапа конкурса от Оренбуржья подано 89 заявок. Из них 28 проектов стали в итоге победителями. Наиболее масштабные проекты:

  • «PROкачаем Оренбург» от областной общественной организации работающей молодежи «Профи» (3 миллиона рублей);
  • Детский оздоровительно-образовательный центр «Город детства» от регионального агентства детского отдыха «Оренбургские каникулы» (6 миллионов рублей).

В 2018 год Оренбургская область подала в совокупности 116 заявок. Из них 31 получила грантовую поддержку. Наиболее масштабные проекты:

  • Инклюзивные мероприятия для детей с онкозаболеваниями от благотворительного фонда «Нить добра» (3 миллиона рублей);
  • Летний университет безопасности регионального агентства детского отдыха «Оренбургские каникулы» (3 миллиона рублей).

2019 год принес Оренбуржью победу по 31 заявке из 98 поданных на конкурс. Наиболее масштабные проекты:

  • Чкаловские дивизии. Память погибших от Военно-патриотического поискового клуба «Патриот» (6 миллионов рублей);
  • Активация ресурсов сообщества людей, живущих с ВИЧ от АНО по профилактике социально значимых заболеваний «Новая жизнь» (3,5 миллиона рублей).

Игроки на поле НКО

По словам Натальи Изюмченко, сопредседателя ОРОО «Ассоциация выпускников президентской программы», члена комитета Общественной палаты Оренбуржья по развитию институтов гражданского общества, «Сферу социально ориентированных НКО можно и нужно рассматривать как самостоятельный рынок, в котором есть свои законы, лидеры и тренды. Сегодня, к сожалению, в этом поле нет унифицированных правил, четко прописанных условий и принципов эффективной деятельности. И, если в сложных ситуациях частный бизнес вправе рассчитывать на государственную поддержку, то общества и объединения, напрямую влияющие на социальный климат на своих территориях, как ни странно, нет. Понятно, что у нас не так много грамотных и активных НКО. Именно они и являются, чаще всего, победителями различных конкурсов – потому, что вынуждены подстраиваться и искать возможности для собственного развития. Остальные, в основном, живут на различных субсидиях. Из этих активных я бы выделила если мы сравним свою статистику с регионом, похожим на Оренбуржье – например, с Ульяновской областью, то увидим вполне очевидную корреляцию. Хотя нужно признать, что в Ульяновске лучше, чем у нас, поставлено дело в плане поддержки НКО, есть разнообразные ресурсные центры, и, тем не менее, оттуда также не наблюдается всплеска по заявкам в ФПГ. Могу добавить, что я всегда очень рада впервые победившим – потому, что получение гранта кажется чем-то недостижимым. Такие победители демонстрируют всем нам, что на самом деле это вполне выполнимая задача. Конечно же, Оренбуржью нужны разнонаправленные ресурсные центры. Конечно же, нам нужно работать над качеством заявок и готовить их более профессионально. Но это все частности. Главное – НКО необходимо развивать как отдельную самостоятельную экономическую сферу».

Игроки на поле НКО

По словам Анны Яковлевой, социолога, консультанта по подготовке грантовых заявок и специалиста по социальному проектированию из Санкт-Петербурга, ситуация, сложившаяся в Оренбуржье, вполне типична для России в целом. «Если у вас 2 500 официально зарегистрированных НКО, смею предположить, что из них активны от силы 10%. А что качается победивших заявок – уверяю, здесь нужно смотреть не тематику и сферы деятельности, а качество подготовки и соответствие конкурсным критериям. При этом огромное значение имеет репутация организации и опыт ее команды. Но, как куратор более 160 заявок со всей России, я должна отметить их постоянно возрастающее качество. Сегодня победители 2017 года и близко не соответствуют лидерскому уровню. Всех новых участников и соискателей на гранты я предупреждаю, что это работа не из легких. Грант предполагает большую инфраструктурную нагрузку, наличие грамотных бухгалтера и юриста в команде».

 

 

Игроки на поле НКО

Наталья Богданова, журналист местного кабельного телеканала UTV, более 4 лет занимается темой благотворительности и гражданских инициатив. «Нам интересно рассказывать про деятельность, совершаемую ради ясного результата. Мы заботимся о своем городе, нам интересно формировать самодостаточное и сплоченное сообщество. Ведь так и жить интереснее, в конце концов! Поэтому мы с большим удовольствием едем на сюжеты, герои которых помогают конкретным людям или решают системную проблему, чем на репортаж, где все, условно говоря, прыгают в одинаковых бейсболках – ради эффекта массовости. И, я должна сказать, у нас нет избытка этой информации. Да, есть постоянные ньюсмейкеры, с которыми мы дружим, и которые рассчитывают на нашу информационную поддержку. Есть такие, которые реально много делают, а к нам не обращаются. Их обычно и в соцсетях не видно, отсутствует какой-то индекс упоминаемости. В последнее время у нас появляются районные НКО – из Сорочинска, например. Прежде всего благодаря тому, что мы расширили свою зону вещания. В том числе фонд «На тропу добра», группа «Добрые сердца». Здорово, что они появились в нашем информационном пространстве. И мы обязательно будем им помогать в создании общественного резонанса. Это очень важно – быть открытым миру и уметь с ним правильно контактировать. Что же качается общего количества наших грантополучателей… Меня, честно говоря, удивляют цифры. Их же десятки! Вот где они все? Почему молчат? Я думаю, публичность таких организаций и отчет о ходе исполнения проектов – вообще обязательное условие».      

В настоящий момент на уровне оренбургского региона НКО только предстоит доказать свою состоятельность в качестве отдельного сектора экономики. В то же время эксперты федерального уровня не сомневаются – возможности некоммерческих организаций позволяют привлекать на территории ресурсы, недоступные привычным участникам экономики: бизнесу и власти. Чтобы «третий сектор» состоялся, необходимо оказать ему поддержку на местном уровне. Учитывая тот факт, что деятельность НКО нацелена на уменьшение социальной напряженности, в период кризисного и тревожного времени данный сектор вправе претендовать на полное внимание власти.


Количество просмотров: 192

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 15 =