Меню Закрыть

Право — это не для юристов, право — это для каждого!

05.01.2021

29 декабря 2020 года специалисты ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив» провели клубную встречу для специалистов и гражданских активистов по теме «Права ребенка в фокусе просветительства». Она прошла в формате видеоконференции на платформе ZOOM и собрала представителей 15-ти социальных служб, общественных организаций, системы образования и библиотек. Клубные встречи являются важным направлением в деятельности Центра социальных и образовательных инициатив в рамках социальных проектов и программ. В текущем проекте «Права ребенка: конструктор защиты и помощи» клубные встречи проводятся в рамках цикла под общим названием «Права ребенка в фокусе просветительства и продвижения новых правозащитных практик».
«Клубная встреча была посвящена развитию в Удмуртии практик правового информирования и просвещения в области защиты прав детей, в основе которых лежат права ребенка как права человека, — говорит руководитель проекта Ольга Пишкова. — Школа правозащитного просветительства — так называется отдельное направление проекта «Права ребенка: конструктор защиты и помощи», в рамках которого 30 специалистов и гражданских активистов расширят и повысят компетенции в вопросах защиты прав детей. Они получат знания о правах ребенка как о правах человека, научатся информировать и просвещать граждан и коллег в области прав детей, овладеют некоторыми активными практиками обучения и воспитания детей в духе прав человека и активной гражданственности. В начале нового года запланирован цикл семинаров по обучению специалистов и гражданских активистов в рамках неформального образования просветительству в области прав детей, а затем будет продолжена индивидуальная консультационная работа со специалистами, которую мы ведем с самого начала проекта».
Во время клубной встречи Ольга Пишкова коротко рассказала о программе тематических семинаров, предоставив более подробное изложение содержания работы Школы правозащитного просветительства экспертам — Марии Черемных и Роману Гараеву . Руководитель проекта также поставила несколько вопросов, на которые эксперты и участники отвечали в процессе дискуссии.
«Почему нужно информировать и просвещать? — Потому что, несмотря на то, что создается сегодня такая иллюзия: информации много, она сыпется на нас потоками, дети все знают, взрослые все знают, — отвечает на один из вопросов Мария Черемных, — на самом деле никто ничего не знает. Людей, у которых есть целостное понимание, сложились взаимосвязи, есть общая картина вообще про права человека, про права ребенка, про важность и значимость этих вещей, сегодня в современном мире, немного. И именно поэтому нужно просвещать. Людям нужен навигатор. Ведь согласитесь — мир меняется очень стремительно, и все время человеку что-то новое приходится осваивать. И есть сферы, а наша сфера именно такая, связанные с правами, с защитой, с обеспечением чьих-то интересов, в которых ни у кого нет необходимых сегодня компетенций. Ну не учат родителей быть родителями нигде. Не учат учителей коммуникации, построению диалога с детьми на ненасильственных основаниях. Медиации не учат, слово держать не учат, не учат договариваться и жить по договору. И вот мы с вами — те, которые работают в сфере этих отношений, где все время возникают конфликты и противоречия. Мы как раз те, кто несет это знание. И для того, чтобы нам с вами было легче разговаривать с родителями, проще выстраивать отношения с детьми, лучше работать с разными представителями государства, необходимо владеть вот этим новым языком, уметь объяснять и демонстрировать разным людям доступными для них способами культуру правозащиты. Мы можем много красивых слов говорить о том, как важно, как значимо защищать детей сегодня, какую важную миссию несет педагог или родитель. Но это все слова, а люди учатся через действия. И если мы хотим изменений, нам необходимо своими словами, своими способами побуждать людей действовать. Не просто говорить, что «вот мы за ребенка», а действовать в интересах детей. И вот мне думается, что в рамках нашей совместной работы мы все сможем прокачать способности в этой сфере. Мне думается, что у нас собралась очень хорошая команда — у нас есть и представители из аппарата Уполномоченного, и учителя, и представители из других сфер защиты детства. И вот за счет того, что мы разные, мы сможем более глубоко прорабатывать эти вопросы и делиться разными способами понимания друг друга, и просвещения, и информирования. Потому что очень грустно осознавать, что мало кто чего понимает в этой сфере, но много страхов, много стереотипов, много каких-то нежеланий вникать и вдумываться. И для нас важно договариваться. Нам нужно учиться говорить с разными людьми о том разном, что для нас действительно важно. А важны для нас действия в интересах детей. Важно для нас сохранение достоинства всех участников образовательного и воспитательного процесса. И важно объединяться со всеми, кто способен нас поддержать, понять, разделить, потому что в одиночку мы мало, конечно, что можем».
Эксперт семинара «Права ребенка: международные стандарты, инструменты и механизмы защиты прав детей» Роман Гараев также поделился с участниками клубной встречи своими размышлениями: «Мы поговорим про международные правовые акты и про международные правовые стандарты защиты прав ребенка. Поговорим про практику их применения, в частности практику работы Комитета ООН по правам ребенка. Возможно, будет интересно обсудить это в контексте российского опыта, в контексте взаимодействия России с Комитетом, а именно: как это строится, какая практика и какие результаты этой работы, как это имплементируется или применяется на местах в реальной жизни и как влияет на работу российских административных и судебных органов, так или иначе занимающихся защитой прав ребенка. Мы посмотрим на национальное законодательство и на стратегические акты. Я думаю, что многие из вас знают, что сейчас в России идет Десятилетие детства, а до этого была Национальная стратегия действий в интересах детей на 12-17 годы. Это интересные акты, они принесли свои результаты и свои плоды. Там, например, артикулируется принцип учета мнения детей по вопросам, которые затрагивают их интересы. В разных регионах по-разному был воспринят посыл по поводу внедрения этого принципа. Интересно будет поговорить о том, как регионы занимались этой проблематикой, какие были успехи или какие сложности. Я, в частности, занимался этим вопросом в Кировской области и в Москве. Было интересно смотреть, как коллеги — и уполномоченные по правам ребенка, и органы законодательной и исполнительной власти смотрели на эту проблематику и пытались ее решать. Я думаю, что мы также поговорим про системные вещи и про отдельные нюансы, связанные с защитой прав ребенка, о том, что называется культурой достоинства, и о том, что ставится в противовес — культурой пользы. Важно поговорить и о том, как это отражается на праве и правовых стандартах. Думаю, что это важно еще и потому, что в нашей стране принято считать, что право — это больше про букву закона, а на самом деле юридическая аксиология — это про ценность права, это про дух закона и про широкое понимание ценности права среди всех специалистов. Потому что право — это не для юристов, право — это для каждого! Право это то, что помогает решать на самом деле любые межличностные конфликты в рамках цивилизованного диалога и в рамках диалога, который направлен на уважение человеческого достоинства».
Именно Школа правозащитного просветительства является основой проекта «Права ребенка: конструктор защиты и помощи» и она «откроет свои двери» всем тем, для кого важна ценность прав человека, прав ребенка, самого права!
Проект «Права ребенка: конструктор защиты и помощи» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Количество просмотров: 133
Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + один =