Меню Закрыть

Школа журналистики НКО: первые уроки

АНО "Поволжский центр поддержки СО НКО"
28.12.2020

АНО «Поволжский центр поддержки СО НКО», наиболее активная на фоне других в Саратовской области, три года как занимает свою нишу по оказанию широкого спектра правовой помощи в деятельности третьего сектора.

Давно нашла точки соприкосновения с властными и контролирующими органами. Новый проект «Школа журналистики НКО» появился как логическое продолжение основной деятельности. Как устранить некий дисбаланс между достижениями третьего сектора и тем, как они позиционируются в информационном пространстве? Весьма часто это выглядит как неустойчивая конструкция! Есть, к примеру, реальные достижения, а в информационном поле они отсутствуют. Почему? Одна из причин – неумение у представителей третьего сектора занять свою нишу из-за отсутствия навыков работы со словом, с новыми информационными технологиями.

И если СМИ не замечают то или иное НКО (в силу разных причин), то как стать для журналистов интересными, давать информационные поводы, стать для них надежным источником информации?

Цель — научиться тому, «как это делается», то есть писать тексты для размещения на своих сайтах, в СМИ, в социальных сетях. Мы начали с написания пресс-релизов, справедливо полагая осваивать теорию на практике: дано — твоя организация, требуется составить грамотный текст с ответами на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? С кем? С какими последствиями?

Первые уроки были впрок, хотя оценки — разные. Но учить тех, кто хорошо знает «материал», гораздо продуктивнее. Так что наши слушатели школы журналистики НКО в какой-то степени в более выигрышной ситуации, чем журналист, которому приходится в поисках новостей вникать в разные темы, а это затраты времени. Хотя и не бесполезно узнавать что-то новое, но до освоения какой-либо тематической специализации ему далеко.

Формат обучающих занятий в виде мастер-классов был выбран удачно. Мы разбирали особенности написание качественных текстов, некоторых жанровых видов здесь и сейчас. Мы осваиваем теоретический материал на чужих и собственных текстах, на чужих и собственных ошибках. Кстати, половину времени одного из мастер-классов мы посвятили «разбору полетов». Это было согласованное решение. Одно дело, когда тебе цветным фломастером подчеркивают, вычеркивают, редактируют текст, порой «улучшая его путем жесткого «секвестирования». Другое дело — здесь и сейчас проговорить всё это, и не для одного слушателя, а всем. Удалось уйти от затяжных дискуссий по типу «а я так вижу…». Уровень подготовки наших слушателей настолько высок, что дальнейшее саморедактирование и улучшило тексты, и закрепляло новые знания.

Что ещё добавляло скорости освоение навыков работы с текстами для медиа – это поездки в дружеские некоммерческие организации области. В этих поездках есть большой смысл, ведь по форме это поездка по редакционному заданию, ограниченному по времени с немалым по объему собираемого материала. Помогает памятка. Если ей следовать пошагово, можно избежать того, что журналисты ощущают потом, приступив к созданию текста, – не хватает фактуры! Куча неясных ответов! Досада, что записал не точно! Моя памятка была принята слушателями. Она помогает делать тексты точными, избежать ошибок и быть наблюдательными, вернее сказать – собранными. В ней есть полезные советы, например, найдите яркий штрих, конкретный факт, которые в тексте может стать информационным поводом. Или важный совет: уточняйте название, фамилии, адреса, контакты, фиксируйте факты и оценки, не стесняйтесь переспросить, попросить ссылку об организации на сайте.

Не бойтесь чистого листа! И этот совет «бывалого» журналиста на удивление быстро освоен слушателями школы. И это еще раз доказывает правильность выбора цели проекта: научить лидеров гражданского общества не теряться в информационном пространстве, а занять свою нишу с собственным контентом.

Мысль о том, что только тот, кто является делателем общественно-полезного продукта (помощи многодетным семьям, занятие спортом людей с ограниченными возможностями и т.д.) — только тот и знает все нюансы любимого дела, может рассказать о нём другим — убедительно, правдиво, ярко.

Зачем? Ведь часто говорят, что добрые дела делаются в тишине, не требуют афиши и рекламы. Счастье, что есть понимание у нашей группы слушателей, что ложная скромность в таких делах только помеха. Ведь распространение информации в разных источниках привлечет сторонников, друзей и меценатов, даст надежду людям, которые реально получат поддержку, хотя бы для начала моральную.

В конце ноября, спустя три месяца работы над реализацией проекта, мы порадовались достигнутым результатом. Мы освоили методику составление пресс-релизов, начали писать отчеты с выездных и собственных мероприятий всё более похожее на репортажи, по законам написания классического качественного текста.

Количественные показатели также положительные: каждый из 18 слушателей написал по 3-5 текстов, они отредактированы, прошли публичный «разбор полетов» позволил улучшить тексты для размещения на портале Школы. Часть материалов вполне могут быть интересными для СМИ.

Важно, что мы не пишем «в стол». Задание по составлению текстов на сайт проекта о своей общественной организации завершается (после доработки текстов) публикацией на портале. Вот так реально мы учимся, одновременно продвигая свои организации.

Нам предстоит углубить свои знания о принятых в журналистике жанрах — репортаж, интервью, очерк. Мы по-прежнему будем сочетать теорию с практикой. Энергетика гражданского энтузиазма требует грамотного информационного сопровождения, чтобы гуманитарные ценности, которые мы отстаиваем, стали ценностями всего общества.

Проект «Школа журналистики НКО» продолжается и уже занял свое место в информационном пространстве: полезный качественный материал периодически звучит в радио эфире области о каком-либо НКО, подготовленный профессиональным радиожурналистом Инной Сальниковой. Тоже учеба – пример. Мастер-классы также ненавязчиво помогают приобрести практические навыки.

Были сомнения и тревога – как проводить школу в условиях ограничения на массовые мероприятия? Но уже с первого занятия с соблюдением всех условий безопасности, они развеялись. Появилось стойкое убеждение, что живой диалог, мгновенная реакция позволяют раскрыться индивидуальным способностям, получить сразу ответ не только модератора, но и коллег.

И вот так уж совпало — распространение covid-19 и високосный год. Кого-то парализует страх, а мы предпочитаем продолжать учиться и учить. Важно не падать духом и держаться друг друга.

Ужасный год — кого теперь винить?

Погоду ли, с её дождем и градом?

Жить можно врозь и даже не звонить.

Но високосный год держаться рядом.

Ради развития любимого дела, ради будущего. Леонид Филатов написал этот стих в 1980 году. Звучит очень актуально и сейчас!

 

Л.Н. Златогорская,

Заслуженный журналист РФ, эксперт проекта «Повышение компетенций некоммерческих организаций в области информационной работы», председатель Саратовского регионального отделения Союза журналистов России

 

Источник информации — АНО «Поволжский центр поддержки СО НКО» 

Количество просмотров: 28
Опубликовано вНовости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *