Меню Закрыть

Владимир Вайнер: «У нас появился новый инструмент преодоления любой разобщенности»

27.11.2012

Мы продолжаем публиковать материалы в развитие специального проекта «Полит.ру», посвященного проблемам гражданской самоорганизации, препятствиям, возникающим на пути коллективного действия и способам преодоления этих препятствий. Об этом мы беседуем с директором Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway Владимиром Вайнером.

Проект начался публикацией новой книги известного социального мыслителя, профессора и заведующего кафедрой Прагматики культуры НИУ ВШЭ, основателя и управляющего рекомендательным сервисом Имхонет, автора переведенных на различные языки книг «Экономика символического обмена» и «Манифест новой экономики» Александра Долгина – “Как нам стать договоропригодными, или Практическое руководство по коллективным действиям”.

Владимир, как считаете, проблема, которая описана в новой книге Александра Долгина, на самом деле существует и актуальна? Вам с ней до прочтения книги приходилось сталкиваться?

Многие проблемы в нашем социальном мире решаются именно благодаря тому, что люди вполне естественным путем приходят к мысли как-то объединяться в клубы или во что-то еще. И, конечно, эту проблему мне как профессиональному коммуникатору приходится решать постоянно. И очень хорошо, что в книге подробно рассмотрен генезис этого процесса, его естественность. В общем, у нас появился новый инструмент преодоления любой разобщенности.

А в жизни вы как эту задачу решали? Как то преодолевали недоговороспособность в сообществах?

Ну так как я большую часть жизни нахожусь в каких-то клубах, и почти каждый месяц оказываюсь в каком-то новом, только что созданном, то конечно. И, кстати, читая эту книгу, я там местами узнавал свои собственные приемы или ошибки.

Например, мы с коллегами решали задачу создания сообщества по привлечению ресурсов на социальные проекты и программы. Сообщество, помогающее развивать добровольчество, волонтерство, благотворительность и так далее. Называли его в далеком двухтысячном году «Национальная гильдия фандрайзеров». Сейчас, кстати, прямо в этом месяце, создается обновленная организация – «Ассоциация фандрайзеров в России». И там, и здесь первое, чем приходится заниматься на самом старте – это вырабатывать правила поведения. Таких этических кодексов. Они касаются даже не столько поведения внутри клуба, сколько вовне. В данный момент обсуждается и согласуется, например, поведение в группах в Facebook.

Как показал опыт, если это делать в самом начале, то это не только позволяет с первых моментов работать над репутацией, но и «обкатать» механизм будущих решений и коммуникации в целом. Люди узнают друг друга, притираются, можно сказать, и на ранних этапах привыкают быть боле открытыми. И, кстати, в книге по поводу правил есть очень хороший раздел, в котором Долгин все эти механизмы правильно описывает.

А смогла ли вас, опытного коммуникатора, эта книга чем-то удивить? Нашлось ли там что-то, чего вы раньше не знали?

В книге описано огромное количество вещей, до которых приходится доходить всю жизнь, это само по себе удивительно. Читаешь кучу литературы, копишь практику, а тут оказывается, что почти все уже без тебя изобрели, назвали и даже социологию приложили (смеется).

Книга интересна еще и потому, что там очень высокая концентрация тем, каждую из которых можно обсуждать и изучать отдельно, расширяя и расширяя их, обнаруживая новые детали и частности.

В книге много проработанных и детализированных моментов и еще больше описано вариантов подходов к теме договоропригодности. Ее читатель, минуя годы проб и ошибок, может сразу же выйти в новое пространство, на новый уровень восприятия, если угодно.

Может ли эта книга помочь не отдельному человеку, а в некоем глобальном смысле? Может быть, стронуть с места препятствия, заложенные в нашу ментальность, активизировать наше довольно пассивное общество?

У нас на сегодня очень слабая коммуникация между людьми и властью, между администрациями конкретных регионов и гражданами, в них живущих. Такую книгу было бы неплохо почитать чиновникам, и может быть тогда и здесь могло бы появиться некое развитие. Они (кто знает?) возможно, начали бы понимать, как важно коммуницировать с людьми, и стали бы, в итоге, лучше делать свою работу.

Я говорю об этом потому, что постоянно езжу по регионам в рамках реализации различных социальных программ и вижу очень мало примеров, когда администрация общается с людьми и проявляет искреннее желание знать, что с людьми происходит. Пока у власти в нашей стране такой практики, можно сказать, нет, есть только так называемое «информирование населения». А нет коммуникации – в итоге нет и договоренностей.

Есть, правда, одно светлое начинание: в департаменте инновационного развития Минэка появился отдел по развитию некоммерческого сектора экономики. Это очень важный шаг со стороны власти навстречу всем, кто хочет договариваться и что-то делать вместе, ведь протоклубная среда как раз находится в этом секторе. Неизвестно пока, насколько он эффективно будет работать, но, по крайней мере, это говорит: положено начало пониманию того, что «некоммерческий» – не значит «бесполезный» (и наоборот, именно некоммерческий сектор – это как раз и есть ключ развития и инноваций). Это очень хороший знак.

Почерпнули из книги какие-то приемы, которые собираетесь применить на практике в ближайшее время?

Я уже применяю. Вот, например, в нашем сообществе по привлечению ресурсов, которое действует в Facebook, я уже предложил несколько новых правил по расширению нашего онлайн-коллектива. Кроме того, под впечатлением от прочтения главы, посвященной краудфандингу и клабфандингу, один из наших ресурсов, посвященный социальной рекламе, я решил превратить в клубное пространство. Понял, как сделать так, чтобы он превратился в социальную сеть и площадку для экспертного сообщества в ближайшие полгода. И все это благодаря прочитанной книге.

Открывают ли какую-то особенную перспективу современные средства коммуникации, в частности, интернет?

Ну, интернет – это, по большому счету, всего лишь транспортная среда для информации, содержаний. Оперативность, мобильность, которые нам дают сегодня современные технологии, могут быть неплохим помощником, но проблемы людей до появления интернета и сегодня – прежние. Интернет не создает коммуникацию, ее создают люди. И если мы говорим о какой-то особенной перспективе, то нет – это просто скорость увеличилась. Все быстрее происходит.

Да, сообщества могут возникать быстрее, но и разрушаться могут также быстро. По сравнению с теми, кто в других странах прошедшие десятилетия решал эти вопросы более системно, чем мы – интернет или мобильник особого преимущества не дают. Все дело в людях. Смешно ведь полагать, что на нашей российской коммуникации как-то всерьез скажется то, что сейчас половина наших айтишников, благодаря интернету, работают на Северную Америку, Индию и Китай.

В книге Долгина, правда, описан такой способ использования сети, как «утилизация активности» пользователей. Этот ресурс можно «улавливать» и использовать во благо общества. Все может работать именно так, но, по-моему, только в будущем. Пока у нас для этого недостаточно активных пользователей интернета, имеющих избыток свободного времени. А для их появления нам нужна окончательная «интернетизация» живущих в деревнях и селах, но до этого пока далеко.

Может быть, вы могли бы назвать клубы, которых нам сегодня недостает и которые надо создавать уже «вчера»?

Нам нужно преодолеть нашу историческую отчужденность от какой-либо земли. Для этого людям нужны клубы, организованные по принципу места жительства: «Мой дом», «Мой квартал», «Мой район» и так далее. Они очень важны как отправная точка к дальнейшему развитию договороспособности каждого и коммуникативности общества в целом. Когда человек чувствует себя хозяином на своей земле, понимает, что от него зависит происходящее вокруг – он стремится расти и дальше, влиять на большее, связи расширяются и так далее. Так что по месту жительства различные сообщества должны развиваться все более активно, и это надо как можно лучше стимулировать.

Созрела и еще одна, как мне кажется, крайне важная задача. В России гигантская армия муниципальных служащих, которые вечно находятся в подвешенном состоянии и зависят от катящихся вниз по вертикали власти волнений на самом верху. Если бы они начали активней коммуницировать друг с другом, то они бы тогда скорее обратились к более тесным контактам со все большим количеством граждан. А уже через это обрели бы и большую самостоятельность, и большую уверенность в себе, а значит, автоматически увеличили бы свою эффективность. Потому, что муниципальный служащий, который больше ориентируется на граждан, а не на вышестоящее партийное или административное начальство – всегда эффективнее любого другого.

Что в книге требует дальнейшего раскрытия, есть ли направления, освещенные там, которые следовало бы проработать глубже?

Все, что изложено там – крайне важно. Как я уже сказал, каждый раздел в ней достоин отдельного исследования и развития в самых разных форматах – от семинаров до инфографики. Изучать все это нам нужно как можно больше. Именно поэтому я спокоен за судьбу этой книги – у нее есть все шансы стать сегодня нишевым бестселлером.

Источник: Полит.ру

Количество просмотров: 307

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 13 =