Меню Закрыть

Поговорим о зарплате в НКО

04.02.2020

Ирина Ермакова,

Председатель Региональной общественной организации «Многодетные Пермского края»

В мире есть вечные споры. К ним относится и разговор о том, как должна оплачиваться работа в благотворительности и должна ли вообще.

Дискуссии эти возникают постоянно, и не только у нас в стране, а страсти накаляются, прежде всего, из-за столкновения базовых ценностных установок и отсутствия внятной единой позиции об этом внутри самого сектора.

Одни исходят из того, что добро нельзя делать за деньги. Это, по их мнению, две несовместимых вещи: доброе – чистое, деньги – грязные, идут от разных начал в любой религии. Сюда же добавляется представление о скромности (добрые дела требуют тишины), а в «скромность» входит еще и требование «умеренности».

Деятельность некоммерческих организаций регламентируются статьями  трудового законодательства РФ аналогично другим юридическим лицам, равно  коммерческим. Это значит, что зарплата в НКО должна выплачиваться работникам в  установленные сроки не реже чем два раза в месяц (ст. 136 ТК РФ). Размер общего фонда заработной платы устанавливается исходя из финансового планирования и выполнения смет по отдельно взятым программам или проектам. Однако организация оплаты труда в НКО имеет свои нюансы, касающиеся размера и порядка начисления зарплаты сотрудникам.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 16, п. 3) накладывает определенные ограничения на оплату труда административно-управленческого персонала некоммерческих организаций. НКО должна выделять на выплату зарплаты не более 20% от общего объема финансовых средств, расходуемых за год. Следует отметить, что данное ограничение не касается оплаты труда работников, которые непосредственно заняты в реализации благотворительных программ. В некоммерческих организациях применяется повременная схема оплаты труда работников. То есть сотрудники получают твердый оклад безо всяких надбавок и премий. В тех НКО, которые имеют дело с грантами в иностранной валюте (долларах или евро), используется привязка размера окладов к курсу соответствующей валюты.

Если сотрудник НКО отработал месяц не полностью, то он получает лишь часть оклада, пропорциональную отработанным дням или часам. Заработная плата в НКО целиком и полностью зависит от штатного расписания. Качество работы сотрудника напрямую не влияет на ее размер. Лица, которые осуществляют фандрайзинг (сбор средств на благотворительные программы), как правило, получают сдельную оплату за свой труд. Например, процент от общей суммы привлеченных средств.

Руководитель НКО обладает полным спектром полномочий, позволяющих ему самостоятельно определять систему оплаты труда, размер тарифных ставок и окладов, а также соотношение размеров выплат между сотрудниками, занимающими различные должности. Надзор за деятельностью некоммерческой организации ведется членами попечительского совета, согласно п. 3 ст. 7 ФЗ № 135.

По мнению Дмитрия Поликанова, президента фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», кандидата политических наук, некоммерческая деятельность – это такой же вид экономической деятельности, как и все остальные. Просто во главу угла ставится не извлечение прибыли, а достижение общественного блага. Ключевое слово — «прибыль», не надо путать и не смешивать со словом «доход» или «заработок». В благотворительном секторе люди работают – так же, как они это делают в офисе, учреждении или на заводе. Для них важна нематериальная мотивация, они получают душевную отдачу и иногда даже благодарность за свои дела, но кормить семьи им тоже надо. Этот труд должен быть оплачен соразмерно результату, как и любой другой. Есть некое лукавство в сравнении административных и программных расходов. Конечно, любому добросовестному человеку — и в бизнесе тоже — хочется оптимизации издержек, то есть уменьшения затрат на содержание организации. Но это не конечное мерило всего.В бизнесе всё меряют по прибыли, а не по издержкам. Среди НКО таким ориентиром должен быть социальный эффект от деятельности, те изменения в стране или какой-то конкретной сфере, которые произошли благодаря той или иной структуре. Оценивать эти изменения, как и в бизнесе, должен совет директоров плюс попечительский совет как надзорный орган в благотворительных фондах. Если управляющие советы и доноров всё устраивает, то, по большому счету, это внутреннее дело организации, сколько и кто у нее получает – никто же из нас не пытается указывать бизнесу, что такое много, а что такое мало в отношении начальника отдела и старшего менеджера.

Второй важный фактор в этом плане – масштаб работы. Если социальный эффект распространяется на одно село, это одна история. Если фонд собирает десятки или сотни миллионов рублей – другая. Большие деньги – это еще и большая ответственность, а также повышенные требования к профессионализму. Никому же не приходит в голову, что зарплата директора шиномонтажа и крупного завода, пусть и в одном регионе, должна быть одинаковой. В отношении благотворительности почему-то считается нормальным, что все должны работать в равных условиях, независимо от объема деятельности.

Третий момент – соотношение системной и адресной помощи. Очевидно, что при доминировании последней очень сложно убедить донора в необходимости оплаты административных структур. Хотя нормальный благотворительный фонд делает за жертвователя большую часть работы: выявляет нуждающихся в помощи, проверяет их медицинские и прочие документы, ищет наиболее эффективный способ содействия, тратится на поиск и убеждение тех же самых доноров. А это всё — время и деньги. Еще больших затрат это требует в случае системной благотворительности – когда организация пытается решить проблему в целом, не допустить ее повторения. Ведь помочь Ване или Пете важно, но еще важнее, например, поддержать исследования или открыть центры, которые позволят в будущем сделать эти адресные сборы ненужными. Тут для многих жертвователей, живущих в стереотипе «благотворительность = адресная», наступает ступор: какие еще зарплаты, зачем, ведь надо «людям помогать»! И тут очень важно объяснять, что помощь бывает разной.

Когда финансы поют романсы

Иногда в работе НКО случаются непредвиденные ситуации, связанные с нехваткой денег на выплату заработной платы сотрудникам. В таком случае, чтобы не идти в разрез с законом, у некоммерческой организации есть несколько путей решения данной проблемы:

1. Начисление работникам «минималки», размер которой строго регламентирован текущим законодательством. С 1 мая 2018 года размер минимальной заработной платы труда увеличен до 11 163 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, и перед руководителями НКО стоит не простая задача обеспечить своим сотрудникам выплату пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленные социальные выплаты, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда. При принятии решения о начислении «минималки» необходимо грамотно объяснить сотрудникам причины такого решения, чтобы свести к нулю конфликтные ситуации.

2. Перевод сотрудников на неполный рабочий день. Этот шаг существенно сократит расходы на заработную плату и позволит относительно безболезненно преодолеть финансовый кризис.

3. Отправление части работников в неоплачиваемый отпуск. Их решение должно быть добровольным, так что руководителю придется постараться и подобрать нужные слова, чтобы обиженные работники не сделали свой отпуск бессрочным.

В заключение важный нюанс: в НКО, финансируемых средствами грантов, не предусмотрена выплата отпускных пособий. Это является прямым нарушением трудового законодательства. В связи с этим некоммерческая организация обязана найти дополнительные источники дохода для выплаты работникам отпускных.

Возможно, сейчас все острее ставится вопрос о финансовой обеспеченности НКО, о расширении числа источников дохода НКО, об расширении спектра оказания социальных услуг, привлечения различных форм фандрайзинга для решения социальных вопросов, пришла пора информационной открытости не только  о доходах организаций, но и  размерах зарплаты в НКО. Всему этому должны способствовать стандарты этой самой открытости и прозрачности. Дилемма между моральностью и аморальностью заработка в НКО – ложная. Если человек не ворует, а честно работает, общество от его работы получает эффективный результат, то он должен получать за это достойные деньги. По крайней мере до тех пор, пока деньги являются универсальным средством обмена в обществе. И в этом плане нужна консолидированная объективная позиция самого сектора, как субъекта экономики страны.


Количество просмотров: 11542
Опубликовано в Полезно знать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + четырнадцать =