Меню Закрыть

Особенности заключения договоров безвозмездного пользования помещением в НКО

23.07.2019

Помещение — мечта почти каждой НКО, но вместе с радостью от наличия крыши над головой появляется и множество забот, связанных с затратами и вопросами текущего ремонта и содержания. Самые сложные ситуации возникают, когда организации достаётся помещение в историческом центре города (а именно такой «старый фонд» часто предоставляется органами местного самоуправления безвозмездно в рамках поддержки СО НКО). Специалисты из Саратова столкнулись с этим на практике и предлагают свой опыт для всех НКО Приволжского Федерального округа.

Правовое регулирование любых сделок со зданиями (помещениями), которые являются объектами культурного наследия (памятников истории и культуры) регламентируется Федеральным законом от 26.06.2002г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту — «Федеральный закон»), а также Гражданским Кодексом РФ и другими нормативными актами.

На основании ст.3 Федерального закона к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Памятники истории и культуры включаются в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее по тексту — «Реестр») и подлежат государственной охране и находятся под государственным контролем, которые также выражаются в определенных особенностях и ограничениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением таким объектами.

Некоммерческим организациям всех организационно-правовых форм, которые располагаются в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, необходимо знать, что в договоре аренды либо безвозмедного пользования объектом культурного наследия необходимо указывать включенные в Реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению данного объекта в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, на основании ст.55 Федерального закона, а также на основании стст. 689, 609 Гражданского кодекса РФ договора аренды и безвозмездного пользования памятника истории и культуры подлежит обязательной государственной регистрации.

В случае отсутствия государственной регистрации договора аренды и безвозмездного пользования будут считаться ничтожными, что повлечет массу проблем для некоммерческой организации, зарегистрированной по адресу памятника истории и культуры: территориальные органы Министерства юстиции РФ могут наложить штраф за фактическое отсутствие местонахождения НКО, либо отказать в регистрации вновь создаваемой некоммерческой организации, а также отказать в регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и Сведения об НКО. Кроме того, территориальные органы власти и местного самоуправления по управлению имуществом могут в любое время расторгнуть незарегистрированные договора аренды и безвозмездного пользования без наличия каких-либо иных оснований.

Следует отметить, что государственная пошлина за регистрацию договора аренды или безвозмездного пользования на основании п.22 ст. 333.33 Налогового Кодекса РФ составляет для юридических лиц 22000,00 (Двадцать две тысячи) рублей 00 копеек.

Столь внушительная сумма зачастую является непомерной для большинства некоммерческих организаций. Однако из рассматриваемой ситуации можно найти выход, который может устроить обе стороны договора, поскольку действующее законодательство не определяет строгого регламента, возлагая обязанность по оплате государственной пошлины на любую из сторон договора.

Собственниками памятников истории и культуры в рамках закона, в основном, являются Российская Федерация, либо ей субъекты, с распорядительными функциями, возложенными на органы исполнительной власти федерального и регионального уровня.

Между тем, на основании п. 4 ст.333.35 Налогового Кодекса РФ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за регистрацию сделок.

Таким образом, в целях минимизации расходов и исполнения норм действующего законодательства, при регистрации договоров аренды и безвозмездного пользования некоммерческие организации могут обращаться с просьбами по исполнению требований по регистрации сделки в органы власти и местного самоуправления, которые обычно являются арендодателями по таким договорам.

Юрисконсульт СРОФ ПГИ «Общество и право», Булдина Е.С.
г.Саратов

Posted in Полезно знать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *