Меню Закрыть

Важно замерять процент открытости полиции без предупреждения о проверках

24.10.2017

В преддверии Общероссийского гражданского форума, который пройдет в Москве 25 ноября 2017 года, Сетевая лаборатория общественного контроля провела серию интервью о проблемах общественного контроля в России

Ольга Васильева, координатор мониторинговых программ МОПО «Человек и Закон», председатель Общественной наблюдательной комиссии Республики Марий Эл, координатор всероссийской кампании «Гражданин и полиция» в Республике Марий Эл

– Ольга Владимировна, как вы связаны с общественным контролем?

– Я начала заниматься общественным контролем профессионально в 2012 году в правозащитной организации «Человек и Закон» и первым моим мониторингом, который я координировала, был мониторинг отделов полиции. Это была очень интересная кампания, где мне нужно было подобрать представителей различных категорий населения: наивную студентку, представителя нацменьшинства и т.д. и отследить, как общаются с ними сотрудники полиции. После реализации этой кампании я поняла, что это направление мне очень интересно, я вижу результат такой работы, обратную связь, эффект. После этого я стала активно включаться в различные инициативы по общественному контролю — ALTUS, День проверки документов, День проверки отделений, Общественная наблюдательная комиссия, кампания «Гражданин и полиция».

Важно замерять процент открытости полиции без предупреждения о проверках

– Какие технологии дают новые перспективы для развития общественного контроля?

– Социальные сети дают много возможностей для оперативного привлечения людей к мониторингу, дают возможности разъяснять на пальцах и в красках, что такое общественный контроль, причем не только своим знакомым, но и людям, которые никогда не слышали о возможностях для граждан прийти в какой-либо орган власти с общественной проверкой. Далее, сейчас очень много появилось различных приложений, игр, электронных памяток типа «Что делать, если Вас задержали?» или «К Вам подошел сотрудник полиции». Такие вещи привлекают людей, поскольку всем сейчас действительно важно знать, что делать в таких случаях, и, скачивая себе такое приложение, узнавая о своих правах и обязанностях, человек, даже не понимая этого, становится общественным контролером, потому что он знает, как вести себя, на что ссылаться, куда обращаться в случае нарушений. Вместе с этим, большое влияние оказывают возможности прямой трансляции сюжетов на различные ресурсы: риск предстать перед неограниченным другом лиц в неприглядном свете очень дисциплинирует сотрудников проверяемых ведомств.

Сейчас очень многие услуги органов власти или необходимую информацию можно получить посредством электронных ресурсов — и это тоже возможность для общественного контроля, причем, можно сказать, для «ленивого» общественного контроля, когда можно, не вставая с дивана, проверить, как работает электронный функционал того или иного ведомства — запись на прием, горячая линия, реагирование на жалобу, обращение и т.д.

Важно замерять процент открытости полиции без предупреждения о проверках

– Откуда можно привлечь финансирование и нужно ли оно?

– Учитывая, что люди, которые принимают участие в различных мониторинговых кампания — волонтеры, важно обеспечить такой процесс, чтобы им не приходилось тратить на это свои финансы. Процедура грантов в этом случае — оптимальное решение, на мой взгляд.

– Заинтересованность органов власти в общественном контроле. Это возможно?

– У меня сложилось понимание, что как аппетит приходит во время еды, так и заинтересованность органов власти в общественном контроле приходит во время общественного контроля. Изначально для любого ведомства, особенно закрытого, контроль со стороны общества — это что-то враждебное, что нельзя впускать в систему, принимать во внимание, идти на поводу. Но со временем, если контроль осуществляется конструктивно, обоснованно, органы власти приходят к осознанию, что это поле для сотрудничества. МВД Республики Марий Эл — яркий пример, как происходило это осознание и становление взаимодействия. Все началось с того, что ведомство было полностью закрыто, не шло на контакт, игнорировало наши замечания и рекомендации. Тогда мы начали проводить масштабные глубокие исследования, делиться результатами с нашими коллегами из других регионов, освещать в СМИ. В результате Министр внутренних дел посчитал, что целесообразнее будет получать эту информацию первым, напрямую от правозащитников, решать какие-то вопросы на месте, договариваться об изменениях. И тогда мы начали работать совместно, в том числе через институт Общественного Совета. Такая система сложилась примерно в 2007 году и до настоящего времени работает достаточно эффективно.

Важно замерять процент открытости полиции без предупреждения о проверках

– Какие вопросы должны стоять на повестке дня для развития общественного контроля?

– На мой взгляд, важно развивать систему постоянного контроля, то есть не в рамках каких-то акций, а вне их. Важно замерять процент открытости полиции (желательно тоже на межрегиональном уровне) без предупреждения о проверках. Мы это делаем периодически, и тогда возникают вопросы — а в рамках чего вы нас проверяете? Вы пришли как представители какой организации? А мы представители общественности и хотели бы, чтобы нам такие вопросы не задавали, потому что общественный контроль — это всегда. Что касается профессионального общественного контроля, — экспертов в различных областях, членов Общественных наблюдательных комиссий, то есть тех людей, которые не на один раз приходят в правозащиту, то я думаю, надо развивать систему наставничества и качественной передачи знаний. По тому, что произошло с ОНК за последний год во многих регионах, я понимаю, что важно передавать знания и умения на тот случай, если правозащитник не сможет продолжать работать. Чтобы система общественного контроля не рухнула после ухода опытных профессионалов.

– Какие планы по общественному контролю на ближайший год?

– Получив ответ от МВД по итогам кампании «Гражданин и полиция» за 2017 г., проверим, что сделано на местах. Разумеется, очень и очень много времени занимает работа в Общественной наблюдательной комиссии, где у нас на данный момент всего 6 человек. Планируем провести несколько семинаров для них, ведь, как я говорила выше, важно не только работать вместе, но и передавать принципы, инструменты эффективной работы. Также планируем наладить взаимодействие с региональным Уполномоченным по правам человека, который пока не работал с учреждениями МВД, а значит, ему будет полезен наш наработанный опыт.

– 25 ноября 2017 г. состоится Общероссийский гражданский форум, что ожидаете от него?

– Я, честно говоря, мало знакома с опытом работы ОГФ, но, как и от всех площадок, где собираются уникальные, работающие и творческие люди и силы, жду значимых общих решений, которые будут продвигаться на различных уровнях; новые сетевые проекты, потому что это самое важное, что может сделать площадка такого уровня — включать в активное действие регионы.

Вопросы задавал Вадим Карастелев, координатор Сетевой лаборатории общественного контроля, Центр Прав Человека


Количество просмотров: 311
Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =