Умеем ли мы себя оценивать?

Царенкова Елена Геннадиевна

Председатель правления  Саратовского регионального общественного фонда поддержки гражданских инициатив «Общество и право»

Умеем ли мы себя оценивать?

Хотелось бы поделиться мыслями по поводу оценки социальных проектов, которые успешно реализуют многие социально ориентированные некоммерческие организации.  Вообще, оценка проектов – явление не новое. Это уже было в нашей советской действительности: планирование и оценка. От планирования отказались еще на рубеже 90-х годов, а вот оценочная деятельность к концу 90-х годов начала свой новый этап. 

Это в первую очередь понадобилось неправительственным некоммерческим организациям, получающим гранты от международных и западных организаций. Они готовы были давать средства только под реальные проекты, которые имели соответствующую оценку.

На тему оценочной деятельности проектов издано множество монографий, проведено большое количество семинаров. И надо сказать, повезло тем сотрудникам и руководителям НКО, которые в конце 90-х и начале 2000 годов прошли обучение на подобных семинарах и значительно восполнили дефицит знаний, практических умений и навыков не только оценки проектов, но и самого процесса социального проектирования.

Обращает внимание тот факт, что читая отчеты о проделанной работе любого социального учреждения (регионального либо муниципального значения) обнаруживаешь отчет о количестве проведенных мероприятий, количестве получателей помощи, количестве ….еще чего - нибудь: одежды, книг, подарков, видишь так называемый «валовый продукт». И хочется спросить – а эффект где? Где качество? Этим грешат и многие некоммерческие организации в период разработки и реализации своих проектов.

А по каким показателям можно судить об эффективности социального проекта? Вероятнее всего по изменениям, которые происходят в течение реализации проекта и которые необходимо суметь оценить различными единицами измерения: снижение остроты проблемы, состояние целевой группы «до» и «после», влияние на целевую группу внешних факторов воздействия и т.д. Единиц измерений эффективности может быть очень много.

Надо что называется «пощупать» качество своей работы, суметь ответить на вопрос: «А насколько все вокруг стало лучше?» Не на вопрос: «Сколько?», а на вопрос: «На сколько…, как…?». Согласна, что это не просто… И считаю, что оценке проектов необходимо учится, поскольку уровень проектной культуры напрямую зависит и от умения оценить сам проект.

«Оценке проектов обязательно надо учить и учить все слои общества – как управленцев, так и сотрудников НКО…У нас в стране категорически не хватает оценщиков. В общении с коллегами очень часто выясняется, что оценка проектов проводиться «на глазок», многими методиками специалисты не владеют и им просто негде этому научиться…» (И.Гаврилова. Главный научный сотрудник Института социологии РАН). Мнение, которое, думаю разделят многие наши руководители и сотрудники НКО. Наш ресурсный центр думает включить в свою программу семинары по обучению оценки проектов и подготовки экспертов по оценке проектов. Может быть сделать это и на уровне ПФО?

 

Елена Царенкова,

АНО «Поволжский центр поддержки СО НКО»

г. Саратов

  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Posted in .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *