Меню Закрыть

ТОСы и НКО. Проблемы законодательного регулирования

Катаева Наталья Алексеевна

1959 – 2021 Президент Фонда поддержки общественных инициатив местного сообщества “Вятская соборность”, кандидат педагогических наук, председатель Совета женщин г. Кирова, председатель комиссии по социальным вопросам Общественной палаты Кировской области

ТОСы и НКО. Проблемы законодательного регулирования

В 2003 году 131 – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Одной из таких форм стало территориальное общественное самоуправление (ТОС). В соответствии с законом ТОС может быть зарегистрировано как в качестве юридического лица, так и без статуса юридического лица.

В 2012 году в Гражданский Кодекс были внесены поправки, однозначно определяющие для ТОСов, регистрирующихся в качестве юридического лица организационно правовую форму общественных организаций.

Практика показывает, что организационно правовая форма общественной организации не подходят для регистрации ТОС как юридического лица по двум существенным причинам:

  1. общественная организация предусматривает членство, а Федеральный закон №131-ФЗ понятием «член ТОС» не оперирует, т.к. ТОС имеет массовый характер и открыт для участия всех жителей соответствующей территории;
  2. членами общественной организации в соответствии с Федеральным законом №82-ФЗ могут быть граждане, достигшие 18 лет, тогда как при создании ТОС учитывается кворум граждан на учредительных собраниях и конференциях, достигших 16 лет.

Создание ТОСов в форме общественных организаций накладывает обязательства вести реестр членов, что в сочетании с прочей отчетностью юридических лиц повлечет административную нагрузку на создаваемые организации. Это может привести к отторжению населением такой формы реализации местного самоуправления. Без минимального финансового и организационного обеспечения, хотя бы для ведения делопроизводства, такие организации обречены.

Для минимизации негативных эффектов было бы разумно внести изменения в Гражданский Кодекс РФ в части создания ТОСов как юридических лиц в иных формах, предусмотренных федеральными законами для некоммерческих организаций либо упрощение процедуры регистрации и «ведение» некоммерческой организации.

Специфика деятельности ТОС диктует также позаботиться о законодательном регулировании других важных аспектов. Необходимо рассмотреть исключение границ ТОС в рамках подъезда многоквартирного дома, т.к. при благоустройстве придомовой территории, недостаточно решения ТОС одного подъезда, это может привести к противоречиям и конфликтам жителей всего дома.

Хотелось бы отметить, что каждая территория в рамках законодательства в отношении ТОС находит свои инновационные подходы к активизации населения, включения его в социально значимую деятельность в рамках конструктивного диалога власти и общества.

Учитывая перспективы развития территориального общественного самоуправления в России, а также совершенствование законодательства в целях обеспечения регистрации ТОС в качестве юридического лица, необходимо устранить противоречия между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Федерального закона №131-ФЗ, регулирующими вопросы деятельности территориального общественного самоуправления.

Небольшая справка о деятельности ТОС в муниципальном образовании «Город Киров».

Муниципальным образованием «Город Киров» разработана «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Киров» на период до 2020 года», в которой особая роль отводится поддержке инициатив граждан по созданию комфортной городской среды и улучшению качества жизни горожан.

В целях совершенствования системы территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании «Город Киров» разработаны:

  • подпрограмма № 1 «Содействие населению в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании «Город Киров» в рамках  муниципальной программы «Развитие муниципального управления в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014 – 2020 годах;
  • «Положение о территориальном общественном самоуправлении в МО «Город Киров»,
  • методические рекомендации по созданию ТОС,
  • Положение о городском координационном совете органов ТОС,
  • Положение о Центрах местной активности.

Решениями Кировской городской Думы на 01.02.2018 год утверждены границы 600 ТОС, а это более 80000 инициативных и активных горожан.

В муниципальном образовании «Город Киров» 42% границы ТОС в домах, 32% – на улицах, 9% – в подъездах, 7% – в поселках, 4% – в деревнях, 3% – в слободах и 3% расположены в селах.

В качестве юридических лиц ТОС не зарегистрированы и председатели ТОС работают на общественных началах, не получая заработную плату от муниципалитета.

ТОС решает жизненно важные проблемы горожан: содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка, участие в работе с детьми и подростками, в общественных мероприятиях по благоустройству территорий, взаимодействие с организациями и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, осуществление общественного контроля за деятельностью органов власти.

В рамках муниципальной целевой программы  «Развитие муниципального управления в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014 – 2020 годах предусмотрены практики обучения, включения в социально значимую деятельность, активизации и стимулирования местного сообщества:

– Практика проведения обучающих мероприятий в формате «Школы Социальных Инициатив».

– Практика организации различных конкурсов, предполагающих активное вовлечение и участие граждан в решении городских проблем. Это конкурсное распределение грантов для ТОС и СО НКО, конкурсы проектов реконструкции и благоустройства дворов и отдельных территорий, творческие и иные общественно – массовые мероприятия.

С 2007 года представители ТОС и СО НКО реализовали 508 социальных проектов, построено 377 детских и спортивных площадок по месту жительства.

Из бюджета города выделено 40,6 миллионов рублей на реализацию проектов горожан, сами граждане привлекли дополнительные ресурсы на реализацию проектов 50,1 миллионов рублей, общая сумма, направленная на реализацию проектов, составила 90,7 миллиона рублей.

В рамках проектов, представленных ТОС и СО НКО, стало традиционным проведение благотворительных и социальных акций: «Весенняя неделя добра», «День соседей», «Дерево дружбы», «Добрый Киров», «День любви, семьи и верности», «Добрососедство».

– Практика создания новой для города формы участия населения в осуществлении местного самоуправления – Центра местной активности.

Сегодня открыто 20 Центров местной активности в каждом депутатском округе. В нашей модели на базе ЦМА работают городские общественные приемные, Центры общественного доступа к системе Интернет, созданы общественные советы, решающие вопросы развития городской среды и местной территории. Общественный инициативный совет организует участие горожан в публичных слушаниях, сходах, собраниях, конференциях граждан, опросах, акциях, социальных проектах, смотрах, конкурсах и других мероприятиях общественной жизни.


Дата публикации: 25.02.2018 Количество просмотров: 1836

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × четыре =