Меню Закрыть

Особенности социального проектирования: про результаты и эффекты

Рудина-Ладыжец Евгения Александровна

Руководитель проектов благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Особенности социального проектирования: про результаты и эффекты

Управление проектами — навык, который довольно стремительно проник во все области жизни, начиная от профессиональной и заканчивая личным «фронтом». Проектированию учат в школах, в университетах, в неформальных образовательных программах и на курсах повышения квалификации. Незаметно умение управлять проектами переросло границы одной сферы, добралось даже до далеких провинций и стало-таки тем самым мостиком между бизнесом и третьим сектором. По крайней мере, к этому все идет.

Чем больше навыки «профессиональных менеджеров» проникают в НКО и неформальные сообщества, тем чаще встает вопрос — а чем, собственно, социальные проекты отличаются от коммерческих? Нужно ли учить представителей двух этих миров раздельно или можно наконец-то посадить в одной аудитории и заниматься по единой программе?

Отличие есть — одно, но ключевое. Кроется оно в результатах проекта, вернее, в оценке его эффективности. Если успешность коммерческого проекта измеряется финансовыми показателями, то успешность социального — изменениями среды или ситуации, в которой находится целевая аудитория проекта. Тот самый получатель услуги или продукта, на создание которых направлена деятельность целой команды неравнодушных людей.

Цепочка довольно проста:

  1. мы совершаем некие действия (деятельность в проекте);
  2. по итогам этих действий мы получаем продукт (новые методики, результаты исследований, изменения в инфраструктуре, сообщество людей, некую автономную систему или пространство);
  3. в результате существования созданного вашим проектом продукта целевая аудитория (и не только она) получает новое качество жизни — через изменение привычной модели поведения, через изменение или формирование нового отношения к какому-либо вопросу. Тот самый социальный эффект.

Социальный эффект, воздействие — отложенные во времени результаты проекта. Они могут проявиться через пару месяцев, а могут — через шесть-семь лет, когда прежняя команда проекта уже и думать о нем забыла. Самые яркие примеры — вошедшая в общую повестку инклюзия, о которой пять-шесть лет назад мало кто знал и говорил, а теперь под воздействием этого направления свой облик медленно, но верно меняют целые города. Раздельный сбор мусора, сам по себе Интернет, социальные сети, проектный метод как способ решения задач — примеров проектов, изменивших сам стиль жизни многих людей, довольно много. Просто их результаты — тот самый эффект — для нас стали нормой, хотя когда-то таковой вовсе не являлись.

5 моментов, которые стоит регулярно освежать в памяти командам проектов (особенно в стадии реализации проекта, когда суета и организационные хлопоты ввергают в уныние):

  1. Помните, ЗАЧЕМ вы вообще решили потратить свои время, силы, ресурсы на выполнение всех тех задач, которые вы выполняете в своем проекте. РАДИ ЧЕГО (или кого) это все? Не ради 20 посаженных елей и 1500 выданных буклетов (типичные количественные показатели проектов), правда?
  2. ДО того, как ваша команда проекта ринется наносить добро и причинять пользу, договоритесь друг с другом — а ЧТО должно получиться В ИТОГЕ ваших действий? Когда и как вы поймете, что можно пожать друг другу руки и расходиться, потому что мир спасен? И упаси вас боги перечислять количество проведенных мероприятий!
  3. КАК изменится ЖИЗНЬ тех людей, ради блага которых вы все это начали? Их поведение, их мышление. Не красивыми словами, что они станут счастливы, а поддающимися измерению и контролю характеристиками. На что вам нужно обратить внимание, чтобы понять — все хорошо, счастье не за горами? Можно для верности пойти и спросить свою целевую аудиторию, что они об этом думают. Кстати, вы точно знаете портрет своей аудитории? А кого еще вы можете «зацепить» действиями своего проекта?
  4. СКОЛЬКО по времени продлится этот полезный для ЦА эффект БЕЗ вашего повторного вмешательства? Месяц? Неделю? Год? Каким он будет? Будет ли он устойчив? Честно, без розовых очков на глазах, ответьте себе на вопрос — снижаете ли вы остроту проблемы или пиаритесь за ее счет?
  5. КАК вы докажете другим людям — бизнесменам, чиновникам в администрации вашего села или города, маме с папой, студентам из соседнего университета — что социальный эффект действительно достигнут? Пожалуй, это самый сложный вопрос — и на него НАДО ответить.

Как правило, здесь помогают результаты исследований целевой аудитории в ходе всей деятельности проекта — как было в самом начале, как стала меняться ситуация по ходу проекта, как она выглядит на момент завершения проекта и что будет с этой целевой аудиторией и этой ситуацией через полгода-год по вашим прогнозам. Добавьте к этому экспертное мнение (действительно экспертное, профессиональное), желательно от разных людей, которые в курсе реального положения дел в той сфере, которую команда проекта решила менять.

Главное — быть готовым, что реальность всегда вносит свои коррективы. Возможно, попутно вы причините добро кому-то еще. Например, как команда центра Соль, существенно расширившая представление о смыслах проектирования в одном регионе.)

С уважением, Евгения Ладыжец, программный директор Фонда поддержки местных инициатив «Сообщество»


Дата публикации: 11.11.2018 Количество просмотров: 1924

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − четырнадцать =