НКО и бизнес — точки пересечения

НКО и бизнес — точки пересечения

НКО и бизнес давно уже не являются незнакомцами друг дл

НКО и бизнес — точки пересечения

НКО и бизнес давно уже не являются незнакомцами друг для друга. Бурно развивающаяся среда благотворительности, волонтерства, реализации программ социальной ответственности дает возможность представителям бизнеса и СО НКО объединять усилия в решении важнейших социальных задач развития территорий, на которых они живут и работают.

С каждым годом эти отношения  становятся все более грамотными и эффективными. Если «на заре» развития СО НКО, как правило, относились к бизнесу, как к донору, который может обеспечить денежную помощь, как в становлении самой некоммерческой организации, так и в обеспечении социальных нужд, людей и организаций подопечных НКО (выделение денег на лечение и реабилитацию детей с ОВЗ, подарки в детские дома и пр.), то сегодня, бизнес и НКО выступают, скорее всего, партнерами, реализуя совместные программы, акции и проекты.

Налицо тенденция перехода  бизнеса от пожертвований и шефской помощи к социальным инвестициям, которые предполагают стратегическое развитие территории с учетом интересов всех групп населения, проживающих на ней и обеспечивающих ее устойчивое развитие.

При каких условиях это партнерство становится эффективным?

Мы выбрали ряд существенных требований к этой работе со стороны бизнеса:

  • умение СО НКО участвовать в конкурсных процедурах – по заявкам видно, насколько  НКО может сформулировать проблему, составить календарный план мероприятий, осуществить оценку проекта, спрогнозировать его устойчивость после окончания финансирования;
  • способность презентовать свои возможности и портфолио выполненных проектов;
  • открытость и профессионализм НКО, опыт работы и проектная грамотность;
  • налаженные связи с местной администрацией и коллегами по сектору;
  • грамотная отчетность и информационное сопровождение проектов.

НКО может также предложить бизнесу в обмен на помощь свои  человеческие и интеллектуальные возможности и выступать для бизнеса экспертами в области реализации  программ корпоративной социальной ответственности.

Вместе с тем, современная политика государства в области регулирования предоставляет возможность СО НКО и малому и среднему бизнесу играть на одной площадке и по одним правилам, т.е. практически конкурировать в борьбе за ресурсы.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяет, что заказчики должны осуществлять у малого и среднего бизнеса (МСП) и СО НКО не менее 15% совокупного годового объема закупок. Это требование, связано с необходимостью поддерживать малый и средний бизнес и СО НКО в различных формах, в том числе через механизм государственных (муниципальных) закупок.

При этом участие СО НКО в закупках предполагает предоставление им тех же преимуществ, какие закон предоставляет МСП. Закупленные у МСП и СО НКО товары, работы, услуги учитываются в расчетах только в том случае, если закупка была осуществлена путем проведения конкурентных процедур, к которым относятся конкурс, включая двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. В связи с необходимостью исполнения этого закона в регионах страны  введены нормативные акты и разработаны Дорожные карты по обеспечению поэтапного доступа СО НКО к госуслугам.

И вот  здесь, на мой взгляд,  ключевым является словосочетание – «ПОЭТАПНЫЙ ДОСТУП». Ведь сегодня для того, чтобы участвовать в госзакупках СО НКО должны быть конкурентноспособными: уметь работать с закупками со всеми вытекающими последствиями (ЭЦП, отчетность и т.д.); иметь опыт работы в сфере, необходимой государству, осуществлять грамотный бухучет, и иметь много других компетенций, необходимых в работе с госзаказчиком. А это процесс не быстрый, многим НКО надо «подрасти» до этого уровня.

Такие же возможности дают и некоторые другие нормы законодательства, к примеру, предоставление субсидии в области деятельности организаций дошкольного или дополнительного образования и многие другие.

Работая в течение ряда лет в условиях жесткого ограничения ресурсов и проектной деятельности, предполагающей выполнение услуг и работ «just in time» - «точно в назначенный срок», СО НКО могут стать серьезными конкурентами в этих областях деятельности для малого и среднего бизнеса.

А может все-таки партнерами? Ведь и здесь возможны коллаборации таких организаций, объединение усилий для решения важных социальных задач, которые сегодня ставит государство, практически уравнивая эти два сектора - МСП и СО НКО.

Заместитель председателя Комитета по развитию институтов гражданского общества Общественной палаты Оренбургской области Н.Ю. Изюмченко

 

 

  • 6
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Posted in .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *