Курашин Михаил Вячеславович
Советник Губернатора Кировской области, консультант Регионального ресурсного центра поддержки СОНКО Кировской области
Гранты или проектное управление?
Закончилась еще одна волна проектной активности многих некоммерческих организаций по участию в первом в 2019 году конкурсе президентских грантов. За это время ко мне обратилось более 50 НКО с просьбой помочь-посмотреть-дать свои комментарии – проконсультировать по поводу их конкурсных заявок. Помог всем и сейчас есть время, слегка передохнув, немного порассуждать на тему что происходит с социальным проектированием в сфере НКО.
Можно ошибаться в цифрах, но по ощущениям, практически абсолютное большинство сегодняшних программ по обучению НКО сводится исключительно к разговорам о том, как составлять заявки на грантовые конкурсы. И даже на понятийность многие из нынешних спикеров не обращают внимание. Часто в ответ на данный упрёк слышу мнение, что они идут «на поводу» НКО, которых «интересуют только гранты и как их выигрывать». А проектное управление, менеджмент мероприятий, оценка и мониторинг не интересны, потому что «НКО очень маленькие и бедные».
Последнее утверждение очевидно: большинство наших современных НКО очень небольшие и сильно небогатые. Этому есть много причин, но очевидно, что одной из ключевых является нежелание руководителей и лидеров НКО повышать свою управленческий профессионализм и компетентность. Они считают, что их «лидерского запала» вполне достаточно, чтобы составить заявку и надеяться на победу в грантовом конкурсе. А неудачи списываются на «коррупцию», «непрозрачность», «аффелированность» экспертов.
Это очень удобная позиция, особенно для того, чтобы успокоить своих сотрудников или членов своих организаций. Прямо, как на выборах…Когда я начинаю свои встречи, семинары и тренинги с НКО, всегда отмечаю, что вопросам работы с заявками и конкурсами мы посвятим совсем немного времени, а в основном будем говорить о том, как организовать грамотное планирование, проектирование и реализацию своих мероприятий и услуг.
Конечно, в глазах слушателей изначально появляется тоска по причине того, что придется учиться дольше, чем хотелось бы. Но тем приятней ситуации, когда в завершении обучения представители НКО (зачастую, не самых маленьких и неопытных) говорят слова благодарности за то, что они увидели и получили инструментарий для управления в своих организациях. Познав «буквы» и правила их «сложения», они научились «читать» свои организации и поняли, что правильно составленная грантовая заявка – это не просто заполненная красивыми фразами и лозунгами форма, а относительно «сухая», но очень конкретная информация, которая сочетается с заявкой, реальными планами, общественными и организационными целями.
Сегодня в России нет единой методологии в социальном проектировании, нет научной основы для проектных подходов (в основном копирование зарубежных практик), но постепенно накапливается достаточный опыт для того, чтобы формировать единство понятий социального проектирования и проектного управления. А это самое важное для начала профессионального обучения лидеров российских некоммерческих организаций…
Анализ оказанных консультаций заявкам на конкурс президентских грантов показал мне, что качество работы с личными кабинетами и электронной заявкой освоены НКО неплохо, а вот с самим содержанием социальных инициатив дела обстоят не очень. А значит, для тех, кто учит заполнять заявки, и тех, кто зарабатывает на отсутствии желания общественников самим осваивать социальное проектирование, есть еще большое поле и много времени для существования.
Я хочу пожелать всем, кто участвует в грантовых конкурсах, удачи и побед. Но очень прошу: в процессе реализации своих проектов задумайтесь о том, что удача никогда не превратится в традицию, если сам человек не будет к этому стремиться!
Дата публикации: 18.03.2019 Количество просмотров: 591
Какие варианты решения указанной проблемы Вы видите, Михаил?
Сергей, спасибо за вопрос. Выход очевиден – учиться и мотивировать себя (это для руководителей НКО) на то, чтобы рассматривать деятельность не с позиции подгона под грант, а как управляемый инструмент оказания услуг, который нуждается в ресурсном обеспечении. И при таком подходе можно увидеть свою организацию и деятельность в контексте многообразия форм фандрайзинга и возможностей привлечения партнеров.