Меню Закрыть

Гранты или проектное управление?

Курашин

Курашин Михаил Вячеславович

Советник Губернатора Кировской области, консультант Регионального ресурсного центра поддержки СОНКО Кировской области

Гранты или проектное управление?

Закончилась еще одна волна проектной активности многих некоммерческих организаций по участию в первом в 2019 году конкурсе президентских грантов. За это время ко мне обратилось более 50 НКО с просьбой помочь-посмотреть-дать свои комментарии – проконсультировать по поводу их конкурсных заявок. Помог всем и сейчас есть время, слегка передохнув, немного порассуждать на тему что происходит с социальным проектированием в сфере НКО.

Можно ошибаться в цифрах, но по ощущениям, практически абсолютное большинство сегодняшних программ по обучению НКО сводится исключительно к разговорам о том, как составлять заявки на грантовые конкурсы. И даже на понятийность многие из нынешних спикеров не обращают внимание. Часто в ответ на данный упрёк слышу мнение, что они идут «на поводу» НКО, которых «интересуют только гранты и как их выигрывать». А проектное управление, менеджмент мероприятий, оценка и мониторинг не интересны, потому что «НКО очень маленькие и бедные».

Последнее утверждение очевидно: большинство наших современных НКО очень небольшие и сильно небогатые. Этому есть много причин, но очевидно, что одной из ключевых является нежелание руководителей и лидеров НКО повышать свою управленческий профессионализм и компетентность. Они считают, что их «лидерского запала» вполне достаточно, чтобы составить заявку и надеяться на победу в грантовом конкурсе. А неудачи списываются на «коррупцию», «непрозрачность», «аффелированность» экспертов.

Это очень удобная позиция, особенно для того, чтобы успокоить своих сотрудников или членов своих организаций. Прямо, как на выборах…Когда я начинаю свои встречи, семинары и тренинги с НКО, всегда отмечаю, что вопросам работы с заявками и конкурсами мы посвятим совсем немного времени, а в основном будем говорить о том, как организовать грамотное планирование, проектирование и реализацию своих мероприятий и услуг.

Конечно, в глазах слушателей изначально появляется тоска по причине того, что придется учиться дольше, чем хотелось бы. Но тем приятней ситуации, когда в завершении обучения представители НКО (зачастую, не самых маленьких и неопытных) говорят слова благодарности за то, что они увидели и получили инструментарий для управления в своих организациях. Познав «буквы» и правила их «сложения», они научились «читать» свои организации и поняли, что правильно составленная грантовая заявка – это не просто заполненная красивыми фразами и лозунгами форма, а относительно «сухая», но очень конкретная информация, которая сочетается с заявкой, реальными планами, общественными и организационными целями.

Сегодня в России нет единой методологии в социальном проектировании, нет научной основы для проектных подходов (в основном копирование зарубежных практик), но постепенно накапливается достаточный опыт для того, чтобы формировать единство понятий социального проектирования и проектного управления. А это самое важное для начала профессионального обучения лидеров российских некоммерческих организаций…

Анализ оказанных консультаций заявкам на конкурс президентских грантов показал мне, что качество работы с личными кабинетами и электронной заявкой освоены НКО неплохо, а вот с самим содержанием социальных инициатив дела обстоят не очень. А значит, для тех, кто учит заполнять заявки, и тех, кто зарабатывает на отсутствии желания общественников самим осваивать социальное проектирование, есть еще большое поле и много времени для существования.

Я хочу пожелать всем, кто участвует в грантовых конкурсах, удачи и побед. Но очень прошу: в процессе реализации своих проектов задумайтесь о том, что удача никогда не превратится в традицию, если сам человек не будет к этому стремиться!


Дата публикации: 18.03.2019 Количество просмотров: 593

2 комментария

    • Михаил

      Сергей, спасибо за вопрос. Выход очевиден – учиться и мотивировать себя (это для руководителей НКО) на то, чтобы рассматривать деятельность не с позиции подгона под грант, а как управляемый инструмент оказания услуг, который нуждается в ресурсном обеспечении. И при таком подходе можно увидеть свою организацию и деятельность в контексте многообразия форм фандрайзинга и возможностей привлечения партнеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + девятнадцать =