Мотивирование добровольцев и способы их удержания

Самарина Нина Николаевна

Президент Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие» Пермский край, Председатель Некоммерческого партнерства «Альянс фондов местных сообществ Пермского края», Председатель комиссии по развитию институтов гражданского общества Общественной Палаты Пермского края

Мотивирование добровольцев и способы их удержания

Давайте представим ситуацию. Доброволец активно работает в вашей организации, оставаясь при этом временным членом вашего коллектива. Наступает момент, когда работа, порученная добровольцу, сделана. Но вы хотите, чтобы он продолжил свое сотрудничество с вашей организацией. Возможна и другая ситуация: доброволец неохотно выполняет порученную ему работу. В обоих случаях добровольцу может потребоваться дополнительное мотивирование, то есть актуализация его мотиваций, которые он мог бы реализовать с помощью добровольческого труда в вашей организации.

Одним из эффективных способов мотивирования добровольцев является объединение вклада добровольца с вкладом других сотрудников организации в успешную деятельность организации. Другими словами, нужно помочь добровольцу испытать общий с вашей организацией успех. Мероприятия по подведению итогов должны быть регулярными, и это касается не только круглых дат. После каждого значимого события – идет «разбор по горячим следам». Разбор эффективен тем, что сразу же позволяет показать успехи и то, что требует улучшения, оценить работу, наметить планы на будущее. Подводить итоги необходимо, используя позитивный подход, говоря не о просчетах, а о требуемом улучшении. Участие добровольца в общеорганизационных мероприятиях не только приобщает добровольца к деятельности организации, но и может сделать его более ответственным за поручаемую работу. Человек – существо социальное, ему необходима причастность к какой-либо группе, организации.

Обратная связь от организации к добровольцу по поводу оценки выполненной им работы – хороший способ показать заинтересованность как в добровольце, так и в его труде. Удержание тесно связано также и с контролем.

Лучший мотивировщик и скрытый, ненапряженный контролер – ежедневный разговор с глазу на глаз между координатором добровольцев и самим добровольцем.

Престижность организации и поставленных ею целей – важный фактор, влияющий на удержание добровольца. Но при этом не следует забывать, что представления о престижности у разных людей различно. Вы можете вспомнить много случаев, когда организации с великолепными целями и внешне очень привлекательные не пользовались устойчивым «спросом», то же может случиться и с вами, если вы не сможете показать добровольцу реальность поставленных целей. В этом очень хорошо поможет рассказ об организации: о ее успехах и неудачах. Если это сделает руководитель организации или ее лидер, то это только повысит имидж организации в глазах  добровольца, который почувствует заботу о себе. Человек хочет быть исключительным и неповторимым. Нужно дать ему это почувствовать.

Мотивации человека могут измениться через какой-то срок после его первого прихода в организацию. Возможно, что появление добровольца было вызвано потребностью нового общения. Через какое-то время он захочет реализовать себя в самостоятельном проекте. Все это необходимо учесть. Учесть динамику изменения мотиваций к добровольческому труду. Сегодня хорошо привлечь к исполнению работы, а завтра вместе создать новый проект. Еще один способ удержания добровольца – это привлечение к совместному планированию. Следующим шагом может быть право на самостоятельное решение в рамках его проекта.

Большую роль в удержании добровольца играет существующая внутриорганизационная культура. Одной из ее составляющих являются определенные формальные и неформальные традиции, например:

  • в организации отмечают дни рождения добровольцев;
  • руководитель организации, независимо от ее размеров, вовлечен в процесс взаимодействия с добровольцами;
  • добровольца знакомят с организацией, сотрудниками, правилами;
  • добровольцы участвуют во внерабочих мероприятиях, которые проводятся в организации, наравне с оплачиваемыми сотрудниками;
  • в итоговом отчете (годовом) отмечается вклад добровольцев;
  • добровольцев поздравляют с Международным днем добровольцев – 5 декабря.

Ну и, конечно же, одним из важнейших способов удержания добровольца является своевременное признание его заслуг. Вспоминается великолепное правило: «Хорошая похвала – публична и долговечна, а хорошая взбучка – индивидуальна и моментальна».

  • 3
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Posted in .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *