Самарина Нина Николаевна
Председатель «Альянса фондов местных сообществ Пермского края»
Мотивирование добровольцев и способы их удержания
Давайте представим ситуацию. Доброволец активно работает в вашей организации, оставаясь при этом временным членом вашего коллектива. Наступает момент, когда работа, порученная добровольцу, сделана. Но вы хотите, чтобы он продолжил свое сотрудничество с вашей организацией. Возможна и другая ситуация: доброволец неохотно выполняет порученную ему работу. В обоих случаях добровольцу может потребоваться дополнительное мотивирование, то есть актуализация его мотиваций, которые он мог бы реализовать с помощью добровольческого труда в вашей организации.
Одним из эффективных способов мотивирования добровольцев является объединение вклада добровольца с вкладом других сотрудников организации в успешную деятельность организации. Другими словами, нужно помочь добровольцу испытать общий с вашей организацией успех. Мероприятия по подведению итогов должны быть регулярными, и это касается не только круглых дат. После каждого значимого события – идет «разбор по горячим следам». Разбор эффективен тем, что сразу же позволяет показать успехи и то, что требует улучшения, оценить работу, наметить планы на будущее. Подводить итоги необходимо, используя позитивный подход, говоря не о просчетах, а о требуемом улучшении. Участие добровольца в общеорганизационных мероприятиях не только приобщает добровольца к деятельности организации, но и может сделать его более ответственным за поручаемую работу. Человек – существо социальное, ему необходима причастность к какой-либо группе, организации.
Обратная связь от организации к добровольцу по поводу оценки выполненной им работы – хороший способ показать заинтересованность как в добровольце, так и в его труде. Удержание тесно связано также и с контролем.
Лучший мотивировщик и скрытый, ненапряженный контролер – ежедневный разговор с глазу на глаз между координатором добровольцев и самим добровольцем.
Престижность организации и поставленных ею целей – важный фактор, влияющий на удержание добровольца. Но при этом не следует забывать, что представления о престижности у разных людей различно. Вы можете вспомнить много случаев, когда организации с великолепными целями и внешне очень привлекательные не пользовались устойчивым «спросом», то же может случиться и с вами, если вы не сможете показать добровольцу реальность поставленных целей. В этом очень хорошо поможет рассказ об организации: о ее успехах и неудачах. Если это сделает руководитель организации или ее лидер, то это только повысит имидж организации в глазах добровольца, который почувствует заботу о себе. Человек хочет быть исключительным и неповторимым. Нужно дать ему это почувствовать.
Мотивации человека могут измениться через какой-то срок после его первого прихода в организацию. Возможно, что появление добровольца было вызвано потребностью нового общения. Через какое-то время он захочет реализовать себя в самостоятельном проекте. Все это необходимо учесть. Учесть динамику изменения мотиваций к добровольческому труду. Сегодня хорошо привлечь к исполнению работы, а завтра вместе создать новый проект. Еще один способ удержания добровольца – это привлечение к совместному планированию. Следующим шагом может быть право на самостоятельное решение в рамках его проекта.
Большую роль в удержании добровольца играет существующая внутриорганизационная культура. Одной из ее составляющих являются определенные формальные и неформальные традиции, например:
- в организации отмечают дни рождения добровольцев;
- руководитель организации, независимо от ее размеров, вовлечен в процесс взаимодействия с добровольцами;
- добровольца знакомят с организацией, сотрудниками, правилами;
- добровольцы участвуют во внерабочих мероприятиях, которые проводятся в организации, наравне с оплачиваемыми сотрудниками;
- в итоговом отчете (годовом) отмечается вклад добровольцев;
- добровольцев поздравляют с Международным днем добровольцев – 5 декабря.
Ну и, конечно же, одним из важнейших способов удержания добровольца является своевременное признание его заслуг. Вспоминается великолепное правило: «Хорошая похвала – публична и долговечна, а хорошая взбучка – индивидуальна и моментальна».
Дата публикации: 10.08.2018 Количество просмотров: 604