Федотова Екатерина Сергеевна
Директор Пензенской благотворительной общественной организации “Люди.Идеи”
Коворкинг для НКО: из прошлого в будущее
В этом году Пензенский фонд местного сообщества “Гражданский Союз” получил грант от Глобального фонда для фондов местных сообществ на создание мульткультурного коворкинга. Для города это значимое событие – большинство НКО не имеют своего офиса, техники, средств арендовать помещение для мероприятий. Мне, как специалисту по связям с общественностью предстоит заниматься его продвижением, для чего я решила провести небольшое маркетинговое исследование, а также поразмышлять о том, что такое открытый офис, зачем нужен вообще и НКО в частности.
Итак, коворкинг (англ. Co-working, «совместная работа») коллективный, “открытый” офис. Его характеризует гибкая организация рабочего пространства. Первый в истории коворкинг открылся в 2005 году в Сан-Франциско. Уставший от недостатка общения в офисе и непродуктивности труда дома программист Брэд Ньюберг предложил потенциальным участникам рабочие места, бесплатный Wi-Fi, перерывы на медитацию, общие ланчи и совместные поездки на велосипедах в обмен на небольшие ежемесячные взносы.
На мой взгляд, возникновение коворкингов стало результатом развития коммуникационных технологий, новых профессий и фриланса. Посудите сами: открытые офисы во всем мире востребованы в первую очередь программистами, консультантами, писателями, журналистами, SMM-щиками, начинающими предпринимателями. А что в нем нашли НКО в силу материальных причин не всегда успевающие за прогрессом? Как раз способ решения этих проблем.
Мое исследование показало, что сегодня в России около 10 проектов, работающих в формате “коворкинг для НКО”. Какими характеристиками они обладают?
- Бесплатно предоставляют помещения разных форматов некоммерческим организациям для проведения мероприятий и индивидуальной работы.
- Предоставляют мультимедийное оборудование на эти мероприятия.
- Оказывают информационную поддержку проводимых мероприятий (в виде календаря-графика).
- Консультируют НКО по юридическим, бухгалтерским вопросам, по фандрайзингу и пр.
- Имеют тематические библиотеки.
- Проводят собственные тематические мероприятия.
В мой обзор не вошли специализированные пространства для молодежи, работающих мам и семейного досуга, которые имеют свой набор услуг.
Если посмотреть, кто создает (или пытался создавать) коворкинги для НКО, то обнаружится, что 80% это организации, выполняющие функции ресурсных центров. Пункты с 4 по 6 моего списка это их наследие. Наверняка они предоставляли помещения для местных НКО и раньше. Так, по сути первый коворкинг в Пензе появился аж в 1999 году. Это было помещение ресурсного центра на базе Ассоциации “Светоч”. Тогда пензенские НКО приходили получить консультацию юриста, услугу по копированию документов или поработать на одном из 9 компьютеров. Помещение было похоже на школьный компьютерный класс.
Анализ слабых и сильных сторон коворкингов для НКО России, подкинул мне мысли для нашего проекта. Считаю, что это маст хэв, важные условия успеха. Делюсь:
- Разработать качественный фирменный стиль.
- Создать страницу проекта на сайте фонда (а в перспективе, возможно, отдельный сайт) и страницу в соцсетях, где обитает основная целевая аудитория.
- Добавить на страницу фото помещения, описать предлагаемые ресурсы (площадь, количество посадочных мест, возможные форматы мероприятий, оборудование и пр.).
- Продумать удобную электронную форму заявки и календарь запланированных событий (там будет отражаться свободное и забронированное время).
- Описать платные услуги для горожан, предпринимателей (это позволит привлекать средства на развитие проекта).
Лучшими примерами формата открытые офисы “Благосфера” в Москве, “Мастерская социальных технологий” в Архангельске, “Лаборатория настоящего” в Перми.
80% коворкингов в России выросли из ресурсных центров и прочих поддерживающих организаций. Ресурсные центры консультировали, давали пользоваться оргтехникой и библиотекой, некоторые – выделяли рабочие места с ПК. Сегодня сделаны первые уверенные шаги к полноценным открытым офисам для ведения устойчивого “бизнеса”: проведения переговоров, презентационных мероприятий, совещаний и рабочих встреч. А также отдыха в перерыве с чашкой кофе. Тенденция пока слабая, но вселяющая надежды.
Дата публикации: 22.07.2018 Количество просмотров: 626