Меню Закрыть

СО НКО и рынок социальных услуг

Валентина Пестрикова, заместитель директора Самарской региональной общественной организации «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье»

Пестрикова Валентина Ивановна

Заместитель директора Самарской региональной общественной организации «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье»

СО НКО и рынок социальных услуг

Какая дверь откроет СО НКО рынок социальных услуг?

С 1999 г. мы в Самарской области старались всячески «втянуть» НКО в тему социальных услуг: объясняли, что такое «социальная услуга» – с точки зрения законодательства России и международного, агитировали не бояться определять свою деятельность в услугах, на семинарах пробовали описывать эти услуги в соответствии с требованиями различных стандартов. И мечтали о том времени, когда социальные услуги станут основным предметом деятельности для многих СО НКО, появятся добровольческие службы социальных услуг (нянечек в больницах, сиделок для лежачих, «уборщиков» домов и дворов престарелых), а основную долю доходов организаций будут составлять поступления именно от этого вида деятельности (как возмещение затрат из бюджетов, плата от заказчиков услуг – юридических лиц и от граждан, которые из «благополучателей» будут превращаться в «клиентов»), а еще о том, что СО НКО станут равноправными партнерами с бюджетными учреждениями на рынке соцуслуг.

И вот случилось: на федеральном уровне «дорожные карты» допуска НКО на рынок социальных услуг приняты; меры по обеспечению доступа НКО аж к 10% бюджетных средств, выделяемых на предоставление социальных услуг, разработаны и утверждены. И мы с новым энтузиазмом два года просвещали и пропагандировали, обсуждали и убеждали НКО подавать заявки в Реестр поставщиков социальных услуг, а органы власти – учитывать специфику НКО при определении требований к этим самым поставщикам, «Планы совместных действий органов власти и СОНКО…» сочиняли…

А на третий год оглянулись и увидели: ВСЁ ЕСТЬ! Есть нужная доля негосударственных поставщиков (в первую очередь НКО), и плановая доля областного бюджета тоже практически уже выделяется НКО. Вот только тех НКО, с кем мы «осваивали» тему соцуслуг, среди этих счастливчиков нет, даже если они вошли в «Реестр поставщиков социальных услуг…». Финансируются те же, кто и три года назад – «Красный крест», который много лет готовит «сестричек милосердия» и направляет их к тем нуждающимся, которых не могли обслуживать по разным причинам бюджетные центры социального обслуживания; АНО «Центр социального обслуживания населения…», в которые в массовом порядке в 2016-2017 гг. во многих регионах России преобразованы бывшие бюджетные организации. Для новых некоммерческих негосударственных поставщиков социальных услуг лимиты на предоставление услуг не устанавливаются и деньги в бюджете не планируются. Почему? Не знаю, как в других регионах, а у нас одна из причин (вернее, единственная озвученная) – отсутствие неудовлетворенного спроса на социальные услуги гражданам.

Поставщики есть – а спроса нет… Спрос (и планируемые в бюджете деньги на его удовлетворение) определяется количеством внесенных в соответствующий регистр ПОЛУЧАТЕЛЕЙ услуг, для которых установлена нуждаемость в конкретных услугах и их объемах.

Большинство СО НКО оказывают полустационарные услуги людям, которые не обращались за помощью в социальные службы и не знают, что имеют право на какие-то социальные услуги, даже если они остаются мобильными и вполне еще справляются с домашними делами и самообслуживаются (на языке закона – «гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), инвалидам, иным лицам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению»).

Например, услуга «проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни» или услуга «проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения» регулярно предоставляются пенсионерам многими ветеранскими и другими НКО, но бюджетных на эти цели такие НКО не получат, потому что те, кому услуги предоставляются, в соответствующий регистр не входят. Хотя они и имеют на это право, но заявлений не подавали и «индивидуальной программы» с перечнем полагающихся им социальных услуг не имеют…

Похоже, не с той стороны, не в ту дверь пытаемся мы войти на рынок социальных услуг – надо сначала обеспечить спрос на свои услуги, т.е. помочь членам и благополучателям ветеранских и других соответствующих организаций оформить статус «получатель социальных услуг», а уже потом заявляться в поставщики тех услуг, которые будут признаны необходимыми этим людям.

Правда, есть риск, что нас кто-то опередит и успеет стать поставщиком услуг для «наших» благополучателей, но ведь все равно будет сделано доброе дело – нуждающийся человек получит необходимую ему помощь… И разве не в этом заключается миссия большинства наших организаций – помогать нуждающимся?


Дата публикации: 07.05.2018 Количество просмотров: 415

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + семь =