Экспертная оценка состояния некоммерческого сектора Самарской области

19.04.2012

Cамарская область в Приволжском федеральном округе занимает 1-е место по количеству зарегистрированных негосударственных некоммерческих организаций (не являющихся бюджетными и автономными учреждениями) (далее также – НКО) и 2-е место в пересчете количества зарегистрированных НКО на количество жителей (1 НКО на 550 человек). Ежегодно регистрируются в среднем 370 новых НКО. По состоянию на конец апреля 2012 в ведомственном реестре Управления министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области зарегистрированы 5061 негосударственная некоммерческая организация.

По организационно-правовым формам среди НКО преобладают общественные объединения граждан (общественные организации, общественные движения, общественные фонды и учреждения) - около 30%; негосударственные некоммерческие организации (некоммерческие учреждения, некоммерческие и благотворительные фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и ассоциации (союзы) юридических лиц) – около 30%; профсоюзы – 13%, религиозные организации – 10%, территориальные общественные самоуправления – 2%, другие организационно-правовые формы – 7%.

Территориальное распределение НКО в Самарской области традиционно для Российской Федерации: подавляющее большинство зарегистрированы в областном центре и втором по величине городе – Тольятти (74%), на долю остальных 8 городов области приходится 11%, а на территории 27 сельских районов зарегистрированы 15% НКО (при этом значительную их часть составляют местные отделения региональных организаций инвалидов различных категорий и ветеранов, религиозные организации).

По целевым группам в случаях, когда их можно определить без специальных исследований, доминируют организации, ориентированные на поддержку инвалидов разных возрастов (36%), детские и молодежные объединения и организации в поддержку детей и молодежи (34%), объединения ветеранов и пенсионеров различных категорий (12%). Заметно активизировавшиеся в последнее время общества и клубы охотников и рыболовов составляют около 6%, как и национально-культурные объединения. Женские объединения и организации, ориентированные на поддержку женщин и семьи, составляют чуть более 4%. Объединения автомобилистов и автолюбителей, ярко демонстрирующие свою деятельность в Москве и ряде региональных центров, составляют 3% в данной группе (или 0,39% от всех зарегистрированных социально ориентированных НКО региона).

Среди НКО с выраженным направлением деятельности преобладают негосударственные образовательные учреждения и организации, ориентированные на развитие образования и науки – 28%; спортивные объединения и организации, деятельность которых направлена на развитие спорта и физической культуры – 23%. Другие направления социально ориентированной деятельности представлены гораздо меньшим количеством НКО: в области культуры, истории и искусства работают 11%; защиты прав человека (включая права потребителей, вкладчиков, дольщиков и т.п.) – 5% (без учета адвокатских бюро); охраны природы и решения экологических проблем – 2%.

Более 65% социально ориентированных НКО имеют основной целью деятельности предоставление услуг и пособий гражданам (т.е. относятся к категории некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства).

Социально ориентированные НКО в Самарской области являются организациями немногочисленными – до 100 членов объединяют более 50% организаций. Особенно ярко демонстрируют недостаточность постоянных кадров НКО, обслуживающие домашние хозяйства. По данным территориального органа Федеральной службы государственной

статистики по Самарской области за 2009 год, на каждую такую организацию в среднем приходилось 1,2 единицы штатных сотрудников и 1,3 единицы добровольцев.

Социально ориентированные НКО в Самарской области для реализации уставных целей и осуществления социально ориентированной деятельности используют различные источники финансирования: взносы учредителей и членов организации, пожертвования от коммерческих компаний и частных лиц, гранты и пожертвования от российских и международных НКО, поступления из регионального и местных бюджетов, доходы от собственной хозяйственной деятельности. Структура доходов НКО постоянно меняется, в первую очередь, в зависимости от внешних обстоятельств. Так, в 2007 году, когда НКО могли участвовать в конкурсах социальных проектов Приволжского федерального округа, Общественной палаты Российской Федерации, ряда российских благотворительных фондов, до 50% активно работающих организаций привлекали средства именно из этих источников. В 2009 году, когда количество доступных для НКО в Самарской области конкурсов резко сократилось, этот источник использовали уже только 10% организаций. Средства областного и местных бюджетов для социально ориентированных НКО в Самарской области на протяжении последних десяти лет остаются приоритетным источником финансирования деятельности, но доля социально ориентированных НКО, привлекающих эти средства, также значительно сократилась – с 73% в 2007 году до 23% – в 2009 году (по опросам руководителей НКО). Аналогично снизилась для НКО доступность и к другим источникам финансирования, поэтому организации вынуждены вводить и/или увеличивать членские и учредительские взносы (в 2009 году этот источник стал таким же значимым, как и средства бюджетов различных уровней) и развивать платные услуги (доходы от собственной деятельности).

При этом общий объем средств, привлекаемых одной организацией на финансирование своей деятельности, остается крайне незначительным, что демонстрируют НКО, обслуживающих домашние хозяйства: в 2007 году он составлял в среднем около 189 тысяч рублей в год, в 2009 году сократился до 109 тысяч рублей в год. Очевидно, что экономический кризис отразился негативно и на их деятельности.

Таким образом, необходимо констатировать, что сектор социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций в Самарской области развит сегодня не вполне достаточно:

- незначительное число социально ориентированных НКО, зарегистрированных в малых городских округах и муниципальных районах, их малочисленность и ограниченность возможностей доступа к внебюджетным источникам финансирования деятельности не позволяют местным организациям оказывать какое-то заметное влияние на устойчивое развитие территорий;

- слабо обеспечены деятельностью социально ориентированных НКО такие социальные сферы, как здравоохранение и социальная защита граждан (социальные услуги), поддержка женщин и семьи; культура; охрана природы и решение экологических проблем; защита прав человека;

- слабая обеспеченность кадрами и незначительные объемы привлекаемых средств НКО, обслуживающими домашние хозяйства, не позволяют им существенно влиять на восполнение дефицита услуг для граждан, тем более выступать конкурентами в предоставлении услуг бюджетным учреждениям и коммерческим фирмам.

Важнейшим показателем развития гражданского общества и специфическим ресурсом сектора социально ориентированных НКО является добровольчество. Самарская область располагает достаточно высоким потенциалом для развития добровольчества. По данным социологических исследований, до 46% опрашиваемых граждан готовы участвовать в благотворительных инициативах и мероприятиях по благоустройству, обеспечению безопасности и т.п.

В области в течение последних десяти лет ежегодно проходит акция «Весенняя неделя добра», в которой только в 2010 году приняли участие свыше 300 тысяч добровольцев,

оказавшие помощь 550 тысячам ветеранов в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Практически каждая молодежная организация регулярно осуществляет добровольческие акции – число молодых добровольцев в 2009 году превысило 42 тыс. человек. При многих центрах социального обслуживания, реабилитационных центрах и центрах помощи семье, которых в Самарской области более 100, действуют постоянные группы добровольцев.

В области зарегистрированы 4 социально ориентированных НКО, специализирующиеся на развитии добровольческой деятельности: центры развития добровольчества в городах Самаре и Тольятти и волонтерские центры, ориентированные на развитие международного добровольчества. Но организацией добровольческой деятельности занимается гораздо больше организаций – только в «Весенней неделе добра» 2010 года участвовали 260 бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты, образования, культуры и спорта, общественные и коммерческие организации.

В то же время необходимо признать, что сегодня в Самарской области необходимо решить ряд проблем в развитии добровольческого движения:

- недостаточно развита корпоративная форма добровольчества среди коммерческих структур;

- отсутствуют общественные советы, координирующие добровольческие усилия граждан и некоммерческих организаций, формирующие информационную политику и насыщающие информационное пространство по вопросам добровольчества ;

- недостаточно взаимодействие между социально ориентированными НКО и органами власти всех уровней для совместного определения приоритетных направлений добровольческой деятельности;

- большинство социально ориентированных НКО, привлекающих добровольцев, не заключает с ними договоров и никак не документирует объемы и качество добровольческой деятельности; не занимается обучением добровольцев;

- сложившаяся практика поддержки и мотивации добровольцев – публичное выражение признания деятельности наиболее активных из них на ежегодном региональном Форуме добровольцев – недостаточна для эффективного развития добровольчества на всей территории области и во всех эффективных формах.

Развитие благотворительности, как и добровольчества, служит универсальным показателем зрелости гражданского общества. В Самарской области более десяти лет действует Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области», предусматривающий налоговые льготы коммерческим организациям – жертвователям и социально ориентированным НКО, получившим статус «Благотворительная организация в Самарской области».

По данным социологических исследований 2003 – 2010 годов, 98% коммерческих организаций, предприятий и корпораций в Самарской области в той или иной степени и в разных масштабах занимаются благотворительностью. Объем благотворительных пожертвований бизнеса зависит в первую очередь от экономической ситуации и существенно снижается в кризисные периоды, но при стабилизации ситуации вновь начинает увеличиваться и в целом отмечается устойчивая тенденция роста объемов средств, направляемых бизнесом на благотворительные цели. При этом культура благотворительной деятельности бизнеса остается достаточно низкой: для большинства коммерческих структур она характеризуется стихийностью, отсутствием продуманных стратегий и механизмов ее осуществления. Компании, для которых благотворительность стала корпоративной, работающей на имидж и стратегические цели бизнеса, когда реализуются целевые долгосрочные программы и действуют бюджетные принципы планирования благотворительных расходов, составляют не более 20%. И лишь единицы наиболее крупных компаний осуществляют системное социальное инвестирование через специализированные благотворительные фонды.

В таких условиях приоритетные направления вложения благотворительных средств, выбираемые большинством бизнес-структур, часто не совпадают с приоритетами социальной политики государства и направлениями деятельности социально ориентированных НКО, что снижает эффективность благотворительных вложений бизнеса и не обеспечивает системного воздействия на социальную ситуацию в местном сообществе и в регионе.

Решению проблемы может способствовать деятельность региональных благотворительных фондов и фондов местного сообщества, технология работы которых предполагает гармонизацию интересов доноров и реципиентов, к числу которых можно отнести не только конкретные категории граждан и НКО, но и государство в целом.

В Самарской области на данный момент ведомственным реестром Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области учтены около 250 благотворительных организаций, подавляющее большинство которых по организационно-правовой форме являются фондами. Из них по технологии фондов местных сообществ с разной степенью успешности работают только 6 – в городах Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Самара и Тольятти, и только два фонда получили признание на региональном уровне и сумели преодолеть недоверие по отношению к их деятельности посредников между благотворителем и благополучателем со стороны бизнеса – это «Фонд Тольятти» и региональный благотворительный фонд «Самарская губерния».

Совершенно очевидно, что для развития культуры благотворительности и увеличения объемов средств, вкладываемых коммерческими структурами в благотворительность, необходимо развитие сети фондов местного сообщества в муниципальных образованиях и системная поддержка со стороны государства таких региональных фондов, которые гармонизируют интересы доноров и благополучателей с учетом приоритетов государственной политики в социальной сфере.

Закон Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» сегодня реализуется не в полной мере. За время его действия около 50 НКО подавали заявки на получение статуса «Благотворительная организация в Самарской области» и только 17 его получили. При переходе значительного числа НКО на упрощенную систему налогообложения утрачивается эффект льгот по налогу на имущество и на прибыль организаций в доле, зачисляемой в областной бюджет, но не утрачивается значение статуса как своего рода «сертификата качества» и прозрачности деятельности НКО, подтверждающего ее принадлежность к группе социально ориентированных организаций. За время действия закона льготами по налогу на прибыль коммерческих организаций, зачисляемому в областной бюджет, воспользовались не более 20 коммерческих структур. Основной причиной, по которой коммерческие фирмы недостаточно активно пользуются законом, остается явное противоречие между законодательством и реальной налоговой практикой – доказать свое право на льготы оказывается настолько сложно, что большинство предпринимателей просто не хотят этим заниматься.

Устав Самарской области, наделивший региональные общественные организации правом законодательной инициативы, и «Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества», реализуемая с 2003 года, заложили законодательные основы развития в регионе новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и механизмов общественной экспертизы принимаемых органами власти решений.

В систему, обеспечивающую включение социально ориентированных НКО в мероприятия гражданского контроля и общественной экспертизы, входят Общественный совет при Самарской Губернской Думе; около двух десятков общественных советов при министерствах и департаментах Самарской области; более 120 общественных советов и аналогичных им структур действуют при органах местного самоуправления в

муниципалитетах региона. В региональных общественных экспертно-консультативных и совещательных структурах участвуют более 300 социально ориентированных НКО.

Общественную экспертизу разрабатываемых региональных нормативных правовых актов осуществляют более 40 членов экспертной комиссии Общественного совета при Самарской Губернской Думе; в общественной экспертизе проектов бюджета Самарской области и отчетов о его исполнении на регулярной основе участвуют около 20 представителей социально ориентированных НКО. Процедуры и алгоритм участия общественности в бюджетном процессе Самарской области закреплены в Законе Самарской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области».

Несмотря на очевидные успехи в развитии диалога и сотрудничества региональных органов власти и социально ориентированных НКО по совершенствованию регионального законодательства, повышению качества принимаемых органами власти решений, повышению уровня открытости и прозрачности деятельности сторон в данном направлении, система гражданского участия, общественной экспертизы и мониторинга исполнения законодательства Самарской области и иных решений органов власти в сфере социальной политики еще далека от завершения:

- результаты деятельности некоторых общественных совещательных структур мало известны гражданам и не оцениваются с точки зрения эффективности;

- общественная экспертиза охватывает далеко не все сферы социальной политики, общественный мониторинг реализации принятых решений носит эпизодический характер;

- не выработаны стандарты деятельности, критерии оценки эффективности самих общественных советов, общественных экспертов;

- не до конца выработана система обратной связи – информирование общественности о реакциях государственных органов исполнительной власти на предложения и рекомендации членов общественных советов и общественных экспертов.

Доля средств бюджета Самарской области, направляемых на государственную финансовую поддержку деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, постоянно растет и по состоянию на конец сентября 2011 года составляла 0,86%. Субсидии некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, предоставляют 7 главных распорядителей бюджетных средств. Ежегодно субсидии из областного бюджета получают 150 – 200 некоммерческих организаций.

Имущественная поддержка социально ориентированных НКО осуществляется в первую очередь путем предоставления в пользование государственного имущества – помещений под офисы, возможности пользования офисным оборудованием и средствами коммуникации на базе государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» (46 НКО на постоянной основе и более 100 организаций – для проведения мероприятий) и 23 домов молодежных организаций в муниципальных образованиях (370 молодежных объединений).

Информационная поддержка социально ориентированных НКО включает подготовку и трансляцию циклов областных телевизионных программ по вопросам развития гражданского общества, публикацию материалов о деятельности НКО в национальных периодических изданиях; издание информационных справочников о некоммерческих, религиозных и благотворительных организациях в Самарской области; проведение конкурса журналистских работ о деятельности некоммерческих организаций и др. В этих же целях работает портал государственного учреждения Самарской области «Дом дружбы народов» и сайт общественной палаты Самарской области, регулярно издается «Вестник общественной палаты Самарской области».

Тем не менее 55,2% руководителей НКО, опрошенных в 2010 году, одной из основных проблем в развитии социально ориентированной деятельности называют отсутствие достаточного объема финансирования; 44,8% – низкую информированность населения о деятельности общественных организаций; 41,4% – проблемы с помещениями;

24,1% – нехватку подготовленных кадров. 44,8% руководителей НКО считают основной проблемой отсутствие или недостаток поддержки со стороны органов государственной власти.

Совершенно очевидно, что независимо осуществляемые различными структурами государственных органов исполнительной власти Самарской области действия по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций не достигают необходимого системного эффекта, а разрозненные результаты этой деятельности не позволяют предоставить гражданам, руководителям и активистам социально ориентированных НКО весь объем государственной поддержки их социально ориентированной деятельности. Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций не может относиться к узкой и исключительной компетенции какого-либо одного государственного органа исполнительной власти. Поэтому сегодня в Самарской области реализуется «Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области на 2011 – 2012 годы».

Экспертная оценка состояния некоммерческого сектора региона проведена Самарской региональной общественной организации «Историко-эко-культурная ассоциация «Поволжье» (апрель 2012 г.).

Posted in Аналитика.

One Comment

  1. В связи с тем, что закон о НКО — иностранных агентах вступил в силу, а организаций которые подали документы на переоформление, в связи с тем, что получают средства из-за рубежа, совершенно не видно. А некоторые и вовсе решили теперь за грантами ходить в Кремль, если дадут. Составлен реестр иностранных агентов в России. Скорее всего данный реестр будет выслан в адрес МинЮста или организации уполномоченной заниматься вопросами иностранных агентов в РФ. В списки по возможности указываются контактные данные организаций иностранных агентов, дабы наши органы смогли с легкостью найти данные организации и налепить им штамп на лоб. Также, в списке указывается, из какого фонда были получены средства, и скриншот, который так или иначе подтверждает факт сотрудничества организации с тем или иным зарубежным Фондом. В Списке помимо НКО, присутствуют также организации иного рода, которые также получают гранты из международных фондов, в частности, институты, исследовательские центры и им подобные. — http://ohranka.com/archives/20418

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *