Уроки доброты как форма партнерства НКО и школы

19.01.2018

Интерес к вопросам защиты прав и достоинства людей с инвалидностью в нашем обществе сегодня как никогда велик. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, которая требует от государства сделать так, чтобы люди с инвалидностью могли реально пользоваться всеми правами человека и гражданина. Понимание и принятие концепции равноправия всех людей, независимо от их личных особенностей и индивидуальности стало задачей формирования инклюзивной культуры нашего сообщества.
Инклюзивная культура невозможна без инклюзивного образования, воспитания толерантности прежде всего у наших детей. В этом контексте принятый Закон об образовании и ближайшая перспектива всей системы образования это реализация инклюзивного подхода в массовой школе и всех типах образовательных организаций.
При этом инклюзия не определяется исключительно организацией «безбарьерной среды», - архитектурной, транспортной, обеспечивающей физическую доступность школы. Главные барьеры на ее пути – культурологические: сложившиеся стереотипы и предрассудки, неготовность, нежелание учителей и родителей принять новые реалии нашей жизни. Как изменить существующие стереотипы, подготовить детей и их родителей к принятию школьников с ОВЗ в коллектив класса, как создать психологически комфортную ситуацию для всех участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей?
По признанию целого ряда отечественных специалистов, одним из наиболее эффективных «инструментов» в достижении этих целей являются «Уроки доброты». Уроки доброты – это цикл занятий с детьми (школьниками) по пониманию инвалидности, которые ведут молодые люди с ОВЗ. Общая цель занятий – формирование инклюзивной среды в образовательном учреждении, где отношение к людям с инвалидностью определяется адекватным уважением, без страха, снисходительности или жалости.
«Уроки доброты» рассказывают о приспособлениях и условиях, позволяющих людям с инвалидностью учиться и работать вместе со всеми, вести обычную, самостоятельную жизнь. «Уроки» знакомят школьников с правами и возможностями людей с инвалидностью, рассказывают о том, как они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. Они комментируют успехи совместного обучения в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, - доступной школы для всех. «Уроки доброты» готовят детей к тому, что и в их классе будут учиться сверстники с инвалидностью. Существуют версии «уроков» для учителей и родителей.
Технологией проведения «уроков доброты» в той или иной степени владеют многие некоммерческие организации. Из их среды выходят ведущие уроков – молодые люди с инвалидностью. Для молодых людей участие в уроках становится тренингом лидерских качеств, навыков публичного выступления, большим шагом на пути к активной, интересной и достойной жизни в обществе людей. Практический и общепризнанный опыт проведения уроков есть у многих регионов России, среди них Архангельская, Иркутская, Нижегородская, Самарская, Калининградская, Кировская, Оренбургская области, Башкирия, Татарстан,
В образовательных организациях «уроки доброты» востребованы, прежде всего, как предваряющий этап, этап подготовки к приходу детей с ОВЗ в массовую школу, детский сад, Не секрет, что сегодня сторонники и противники инклюзии проявляются «в момент истины», в конкретной ситуации, когда: «в наш класс приходит ребенок с синдромом РАС!». И тогда родители детей без инвалидности объявляют войну школе, родители ребенка с инвалидности с фанатизмом, достойным лучшего применения, отстаивают свое право обучать ребенка вместе со всеми, а учитель (в который раз?) решает для себя некорректную задачу определения собственной позиции и тактики поведения в сложившейся ситуации.
И в этой ситуации НКО может стать реальной поддержкой, партнером школы, тем ресурсом, с использованием которого в школе будет создана инклюзивная среда, школьное сообщество будет готово к появлению новых учеников, учеников отличающихся от других. Школа будет знать, как вести себя, как поддержать новых учеников, как их учить…
Но чтобы выстраивать партнерские отношения, НКО должно соответствовать определенным требованиям, партнерство предусматривает равноправные отношения.
В этом году Межрегиональная Коалиция некоммерческих организаций «За образование для всех», объединяющая более 60 НКО, на своей очередной встрече обсуждала вопрос о необходимости разработки научно обоснованной методики «Уроков доброты», обеспеченности профильных НКО доступной информацией и ресурсами, в том числе кадровым, для их проведения.
На сегодняшний день не существует научно обоснованной и варифицированной методики проведения «Уроков доброты», недостаточно подготовленных специалистов, материалы для проведения уроков разрозненны и противоречивы. Представители НКО, которые зачастую проводят Уроки, не владеют необходимыми знаниями по педагогике и психологии, не могут подобрать материал для проведения уроков, да и материал часто «сырой», не всегда приносит желаемый результат, особенно в родительской аудитории. Подготовка сертифицированных специалистов по проведению «Уроков доброты» для школьников, учителей, родителей реально обеспечит увеличение число сторонников инклюзивного образования в наших школах и обществе. Необходимы обобщение и доработка существующих практик проведения «Уроков» в школах и учреждениях дополнительного образования детей; обоснование их использования как технологии формирования инклюзивной среды в образовательной организации; разработка методических рекомендаций и программ подготовки сертифицированных специалистов из числа актива НКО (в т.ч. молодых людей с инвалидностью) и организация курсов повышения квалификации, подготовки ведущих.
Существенным вкладом в решение названных проблем станет реализация в 5-ти регионах Приволжского Федерального Округа, в марте – апреле 2018 года подготовка и сертификация более ста активистов СО НКО – ведущих «уроков доброты». Грантовый проект Городского центра образования (Казань) и РООИ «Перспектива» (Москва) вошел в число победителей 2-го конкурса Президентских грантов. Некоммерческие организации смогут подтвердить свою компетентность и профессионализм во владении технологиями инклюзивного образования. Школы получат весомую поддержку в лице НКО в выполнении важнейшей задачи образования – формировании инклюзивной культуры.

В.Д. Парубина, директор ГЦО
Уроки доброты как форма партнерства НКО и школы

Уроки доброты как форма партнерства НКО и школы

Уроки доброты как форма партнерства НКО и школы

Уроки доброты как форма партнерства НКО и школы

Posted in Аналитика.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *