Меню Закрыть

«Проект «Советский инженер»: как в Ульяновске обучают детей основам электроники»

23.09.2016

В Ульяновске открылась лаборатория, которая помогает детям не просто обучиться программированию и основам цифровой электроники, но и понять принципы работы аналоговой электроники. Обучение строится на принципах, которые использовались в советский период. Дети не используют готовые продукты, а сами создают роботов, учатся паять схемы. Мы побеседовали с Юрием Денисовым, основателем лаборатории «Советский инженер».

Расскажите, пожалуйста, о вашей лаборатории. Как она создавалась?

Лаборатория «Советский инженер» была создана на базе Ульяновской Академии боевых искусств. Казалось бы, что между ними общего? Как известно любой предмет можно преподавать, требуя механического повторения за учителем или же изучая основы явлений и постигая их сущность. Как пример в джиу-джитсу или айкидо, что я преподаю, любой бросок можно показать пару раз и через простенькие объяснения заставить скопировать свои движения. Это самый простой и распространенный путь обучения. Однако, так как у меня инженерное образование, то меня всегда интересуют истинные механизмы работоспособности того или иного приема. Поэтому реальное изучение боевых искусств невозможно без понимания основ биомеханики, которая в свою очередь опирается на обычную физику с ее рычагами, блоками, устойчивостью. При преподавании с объяснением основных элементов биомеханики тела человека, сталкиваюсь с крайне низким качеством обучения школьников физике и даже простой математике, не говоря уже о том, что школьник не может четко и ясно изложить свои мысли в рассказе своему сверстнику. Посмотрев на то, что делают в основном кружки в городе, обнаружил, что кругом самым популярным направлением является робототехника. Это модно и в тренде инновационного пути развития. К сожалению, окунувшись глубже увидел, что все обучение – это практически изучение и использование готовых конструкторов Лего или Ардуино. Дети фактически ничего не делают своими руками: не пилят, не шлифуют, ни паяют схемы электронные. Они просто «втыкают разъем в разъем» и бегут к компьютеру, чтобы запустить готовую программу для робота. Тут вспомнилось, что в СССР были хорошие инженерные кадры и они росли с детства в технических кружках творчества. К сожалению, данное явление производителями конструкторов убивается на корню.
Поэтому решили создать кружок технического творчества, но с учетом современных реалий увлечения детьми робототехникой. На самом деле робот – это частный случай современной сложной технической системы. Поэтому на примере создания собственного робота мы показываем детям, что так создается любая современная сложная техническая система.

Кто организаторы и авторы проекта?

Автором являюсь я, Денисов Юрий Евгеньевич, инженер, преподававший в Ульяновском Государственном Университете. С 18 лет я начал работать на заводах Ульяновска. Это механический завод, Ульяновское конструкторское бюро приборостроения. Участвовал во внедрении сложных информационных систем в Сбербанке, торговых сетях, электронных аукционов по госзакупкам в Ульяновской области.

Почему Вы назвали курсы «Советский инженер»? В чем вы видите отличие вашего курса от других?

Как уже говорил ранее, мы создаем кружки технического творчества времен СССР, но естественно с учетом современных реалий. Поэтому и название «Советский инженер». Наши отличия в следующем: мы не используем конструкторов, учим детей навыкам, которые и в обычной жизни пригодятся (пользоваться дрелью, молотком, шуруповертом, лобзиком и т. д.), мы плотно работаем с родителями, так как нам важна обратная связь и понимание родителей, что мы несем их детям. В основном курсе нет упора и специализации на одной области знаний, например программирование или электроника.

Где и в какой форме проходят занятия? Какие проекты уже созданы детьми?

Основная группа у нас проходит обучение в Ульяновске на ул. Свободы, д. 10 в помещении «Ульяновской Академии боевых искусств». Занимаются дети, которые посещают секции айкидо, джиу-джитсу, фехтования, стрельбы из лука. То есть мы даем возможность детям в одном месте и физически стать крепкими и умственно развиваться в инженерном отношении. Занятия проводятся в небольших группах до 8 человек. В процессе занятий дается теоретический материал и дальше практическое освоение полученной информации. Дети постоянно учатся использовать различные измерительные приборы — линейки, угломеры, штангенциркули, вольтметры, амперметры, генераторы сигналов, измерители параметров радиоэлементов, осциллографы и т. д. Для получения информации об усвоении материала применяется проведение контрольных работ, но без стандартной школьной системы оценок. Так же применяется методика коллективного обучения, когда учащиеся могут часть изученной темы рассказать и донести до своего одногруппника. Это заставляет детей учиться ясно и правильно доносить изученный материал до другого человека. На данные момент завершается проект роботизированного манипулятора в виде руки. А так группы в той или иной стадии к реализации и сборки своего персонального робота.

Вы учите детей программированию, что для этого нужно знать и уметь ребенку? Насколько он должен быть подготовленный?

Программированию обучаем с нуля. То есть, никаких требований к ребенку нет. Он приходит, чтобы его научили, а не тестировали.

Кто Ваши педагоги? Расскажите о них.

Педагоги у нас все люди с высшим техническим образованием и преподававшие в Ульяновских высших учебных заведениях. Все работающие в фирмах или на производстве. Это люди, разделяющие мои взгляды в том, что дети должны уметь многое делать своими рукам. И им очень нравится наш проект! Есть преподаватели Ульяновских университетов, помогающих в создании обучающих курсов по различным тематикам.

Почему вы считаете нужным обучать детей программированию и основам цифровой электроники?

Ну, вопрос немного неправильно поставлен. Мы считаем, что сначала необходимо обучить обычной аналоговой электронике. Если бы не появление транзистора, то не было бы никакой цифровой электроники. К тому же робот – это система, состоящая из огромного количества датчиков — света, звука, дистанции, высоты и т. д. Так вот работа этих датчиков основана на аналоговой электронике. К сожалению, все сразу с конструкторами начинают изучать лишь цифровую электронику. В результате, дети не имеют понятия, что такое электрический ток, как можно самому создать тот или иной датчик. Возьмите любой сотовый телефон, он цифровой кажется?! На самом деле, нет. Приемопередающие блоки его аналоговые! Как можно разработать сотовый телефон, если вы будете знать только микропроцессоры? Никак! Поэтому мы идем по пути обучения детей сначала аналоговой электронике, а уж потом изучается цифровая электроника и программирование.

Как Вы видите развитие вашего проекта?

Запустили первую версию сайта, на котором можно ознакомиться с нашими курсами и их стоимостью. Так же на сайте можно записать ребенка на тот или иной курс.
В сентябре запустили отдельный зал в Ульяновске на ул. Лесная, д. 10 а за 38 лицеем. С компьютерным классом. Небольшое уютное помещение для творчества детей и даже есть уже взрослые желающие проходить обучение. Уже есть обращения из Армении, Уфы, Москвы и учебных заведений Ульяновска в той или иной мере содействовать в развитии подобных проектов. Поэтому работы много. Она сложная на самом деле, но интересная, и это наше с вами будущее.


Количество просмотров: 805
Опубликовано в Новости

1 комментарий

  1. Олег

    Молодцы! Хочу помочь вам.Имеется куча радиодеталей.Могу вам передать.Куда ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =